Обслуживание стартера ЯМЗ
При первом техническом обслуживании проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты стяжных хомутов стартера.
В начальный период эксплуатации затяжку болтов стяжных хомутов стартера нужно проверять ежедневно.
При втором техническом обслуживании надо проверить затяжку стяжных болтов стартера и при необходимости подтянуть и проверить затяжку и чистоту контактных соединений проводов с клеммами стартера и аккумуляторных батарей; при необходимости зачистить контактные поверхности и затянуть соединения.
Каждое четвертое ТО-2 или через 1000 часов работы двигателя, а в первый раз — по истечении гарантийного срока, проводить техническое обслуживание стартера в указанной ниже последовательности.
- Снять стартер с двигателя, предварительно отсоединив все электропровода, расшплинтовав и вывернув болты стяжных хомутов стартера.
- Очистить стартер от пыли и грязи и протереть салфеткой.
- Сняв защитную ленту, проверить состояние щеточно-кол-лекторного узла. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щеткодержателях и не должну иметь чрезмерного износа; при износе до высоты 14 мм щетки следует заменить.
- Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям; при необходимости винты подтянуть.
- Проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой. В случае загрязнения или значительного подгорания коллектор необходимо протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Если коллектор не удалось очистить, то его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой.
- Проверить надежность крепления реле к корпусу; при необходимости подтянуть крепежные болты и вновь законтрить их замковыми шайбами.
- Проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность коробки реле стартера от пыли и грязи. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контактного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгорании этих поверхностей их следует зачистить, снять неровности, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе контактные болты повернуть на 180 градусов, а контактный диск перевернуть на другую сторону.
- Продуть стартер сухим сжатым воздухом,
- Проверить регулировку реле стартера следующим образом: к выводной клемме обмоток реле подключить плюс аккумуляторной батареи; между клеммой и аккумуляторной батареей последовательно включить лампочку, рассчитанную на напряжение в сети 24 вольт, для контроля замыкания контактов. Масса стартера соединяется с минусом аккумуляторной батареи. Между шестерней и упорным кольцом на валу стартера ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 вольт, а шестерня прижимается к прокладке. При установке прокладки толщиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, лампочка не должна гореть. При установке прокладки толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, лампочка — загореться. Если регулировка реле не соответствует приведенным выше данным, необходима подрегулировка, которая осуществляется винтом, ввернутым в якорь реле и соединенным двумя пластинками с рычагом привода, перемещающим барабан и шестерню вдоль вала. Для регулировки винта нужно расшплинтовать и вынуть штифт, тогда пластины будут отсоединены от рычага. При слишком позднем замыкании контактов, когда лампочка не загорается с прокладкой 11,7 мм, необходимо несколько вывернуть регулировочный винт из якоря реле. В случае раннего замыкания, когда лампочка загорается с прокладкой 16 мм, регулировочный винт следует глубже ввернуть в якорь реле.
- Проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря; при затрудненном перемещении привода шлицы вала якоря очистить от грязи и смазать консистентной смазкой.
- Залить в масленки стартера по 10-15 капель дизельного масла, применяемого для смазки двигателя.
Если при осмотре будет установлено, что в стартер попали грязь или дизельное топливо, необходимо стартер разобрать, очистить все детали и собрать его.
Если и при этом не удалось полностью устранить причины неудовлетворительного состояния коллектора, то стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке. Эта работа выполняется в указанной последовательности:
- снять защитную ленту и ее прокладку, отвернув предварительно стяжные винты;
- отсоединить провода щеток;
- приподнять нажимные концы пружины с помощью специального крючка и вынуть из щеткодержателей;
- расшплинтовать упорное кольцо шестерни привода стартера;
- отвернув стяжные болты, снять крышку со стороны коллектора;
- слегка вращая якорь, вынуть его из стартера, сняв затем с шлицевого конца вала упорное кольцо, шестерню с пружиной, поводок, барабан, упорное кольцо и упорную шайбу;
- проточить коллектор на станке до чистоты; биение коллектора относительно шеек вала не должно превышать 0,05 мм;
- собрать стартер, обратив особое внимание на затяжку болтов, так как большинство неисправностей в стартере чаще всего происходит из-за ослабления стяжных болтов.
Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. Неисправные щетки заменить. После сборки притереть щетки к коллектору, как указано в разделе «Обслуживание генератора».