Электрооборудование ЯМЗ

Обслуживание стартера ЯМЗ

Стартер на ЯМЗ-236,238
Стартер на ЯМЗ-236,238

При первом техническом обслуживании проверить затяжку и при необходимости подтянуть болты стяжных хомутов стар­тера.

В начальный период эксплуатации затяжку болтов стяжных хомутов стартера нужно проверять ежедневно.

При втором техническом обслуживании надо проверить за­тяжку стяжных болтов стартера и при необходимости подтянуть и проверить затяжку и чистоту контактных соединений проводов с клеммами стартера и аккумуляторных батарей; при необходи­мости зачистить контактные поверхности и затянуть соединения.

Каждое четвертое ТО-2 или через 1000 часов работы двигателя, а в первый раз — по истечении гарантийного срока, проводить тех­ническое обслуживание стартера в указанной ниже последователь­ности.

  1. Снять стартер с двигателя, предварительно отсоединив все электропровода, расшплинтовав и вывернув болты стяжных хо­мутов стартера.
  2. Очистить стартер от пыли и грязи и протереть салфеткой.
  3. Сняв защитную ленту, проверить состояние щеточно-кол-лекторного узла. Щетки должны свободно и без заеданий перемещаться в щетко­держателях и не должну иметь чрезмерного износа; при износе до высоты 14 мм щетки следует заменить.
  4. Проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточ­ных канатиков к щеткодержателям; при необходимости винты под­тянуть.
  5. Проверить состояние рабочей поверхности коллектора. Ра­бочая поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой. В случае загрязнения или значительного подгорания коллектор не­обходимо протереть чистой тряпочкой, смоченной в бензине. Если коллектор не удалось очистить, то его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой.
  6. Проверить надежность крепления реле к корпусу; при необ­ходимости подтянуть крепежные болты и вновь законтрить их зам­ковыми шайбами.
  7. Проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность коробки реле стартера от пыли и грязи. Убедиться в свободной (с качкой) посадке контакт­ного диска на штоке якоря реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. При значительном подгорании этих поверхностей их следует зачистить, снять неровности, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значитель­ном износе контактные болты повернуть на 180 градусов, а контактный диск перевернуть на другую сторону.
  8. Продуть стартер сухим сжатым воздухом,
  9. Проверить регулировку реле стартера следующим образом: к выводной клемме обмоток реле подключить плюс аккумулятор­ной батареи; между клеммой и аккумуляторной батареей последовательно включить лампочку, рассчитанную на напря­жение в сети 24 вольт, для контроля замыкания контактов. Масса стар­тера соединяется с минусом аккумуляторной батареи. Между шестерней и упорным кольцом на валу стартера ставят поочередно прокладки толщиной 16 и 11,7 мм. Реле стартера включается на номинальное напряжение 24 вольт, а шес­терня прижимается к прокладке. При установке прокладки тол­щиной 16 мм контакты реле не должны замыкаться, лампочка не должна гореть. При установке прокладки толщиной 11,7 мм контакты должны замкнуться, лампочка — загореться. Если регулировка реле не соответствует приведенным выше данным, необходима подрегулировка, которая осуществляется винтом, ввернутым в якорь реле и соединенным двумя пластин­ками с рычагом привода, перемещающим барабан и шестерню вдоль вала. Для регулировки винта нужно расшплинтовать и вынуть штифт, тогда пластины будут отсоединены от рычага. При слишком позднем замыкании контактов, когда лампочка не загорается с прокладкой 11,7 мм, необходимо несколько вывер­нуть регулировочный винт из якоря реле. В случае раннего замы­кания, когда лампочка загорается с прокладкой 16 мм, регули­ровочный винт следует глубже ввернуть в якорь реле.
  10. Проверить легкость перемещения привода по шлицам вала якоря; при затрудненном перемещении привода шлицы вала яко­ря очистить от грязи и смазать консистентной смазкой.
  11. Залить в масленки стартера по 10-15 капель дизельного масла, применяемого для смазки двигателя.

Если при осмотре будет установлено, что в стартер попали грязь или дизельное топливо, необходимо стартер разобрать, очис­тить все детали и собрать его.

Если и при этом не удалось полностью устранить причины не­удовлетворительного состояния коллектора, то стартер необходимо разобрать и коллектор проточить на станке. Эта работа выполняется в указанной последовательности:

  1. снять защитную ленту и ее прокладку, отвернув предва­рительно стяжные винты;
  2. отсоединить провода щеток;
  3. приподнять нажимные концы пружины с помощью специаль­ного крючка и вынуть из щеткодержателей;
  4. расшплинтовать упорное кольцо шестерни привода стар­тера;
  5. отвернув стяжные болты, снять крышку со стороны коллек­тора;
  6. слегка вращая якорь, вынуть его из стартера, сняв затем с шлицевого конца вала упорное кольцо, шестерню с пружиной, поводок, барабан, упорное кольцо и упорную шайбу;
  7. проточить коллектор на станке до чистоты; биение коллек­тора относительно шеек вала не должно превышать 0,05 мм;
  8. собрать стартер, обратив особое внимание на затяжку болтов, так как большинство неисправностей в стартере чаще всего про­исходит из-за ослабления стяжных болтов.

Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору. Неисправные щетки заменить. После сборки притереть щетки к коллектору, как указано в раз­деле «Обслуживание генератора».