Электрооборудование двигателя ЯМЗ-236, 238
Электрооборудование двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 рассчитано на работу в однопроводной электрической схеме, в которой отрицательные полюсы источников тока и потребителей соединены на массу.
Генератор предназначен для питания электроэнергией установленных на машинах потребителей и подзарядки аккумуляторных батарей. Назначение стартера - пуск двигателя.
На двигателе устанавливается экранированный генератор Г-107Б или неэкранированный генератор Г105-Б, в зависимости от требований к системе электрооборудования, и стартер СТ-103.
Генератор - четырехполюсная электрическая машина постоянного тока с параллельным возбуждением с внутренней проточной вентиляцией.
Якорь генератора установлен на двух радиальных шарикоподшипниках, смонтированных в крышках корпуса. Крышка центрируется по внутренней расточке корпуса и стягивается двумя болтами.
На задней крышке (со стороны коллектора) установлены четыре щеткодержателя. Щетки положительного полюса установлены в изолированных от корпуса щеткодержателях и соединены с выводным зажимом. Щетки отрицательного полюса через щеткодержатели соединены с корпусом генератора (с массой). Обмотка возбуждения состоит из четырех последовательно соединенных полюсных катушек. Один конец обмотки соединен с корпусом, другой конец присоединен к выводному зажиму.
На корпусе генератора имеется выводной зажим, который должен быть соединен с корпусом реле-регулятор а специальным проводом. Выводные зажимы генератора Г-105Б не экранированы.
Генератор работает совместно с реле-регулятором РР-105 и включается в цепь параллельно с аккумуляторными батареями.
На переднем конце вала якоря закреплен приводной шкив, на котором выполнены лопасти центробежного вентилятора. Вентилятор протягивает воздух через внутреннюю полость корпуса генератора, охлаждая нагревающиеся при работе части. Воздух поступает и отводится через отверстия в крышках.