Удаление накипи из системы охлаждения ЯМЗ
Удаление накипи из системы охлаждения производить с помощью специального раствора следующего состава:
- Соляная кислота (синтетическая) 31% или соляная кислота (техническая) 27,5,
- Ингибитор ПБ-5 в 0,1 метра,
- Уротропин технический 2,5 кг,
- Пеногаситель (сивушное масло или амиловый спирт) 0,1 литра,
- Вода — остальное до получения общего объема 100 литров.
Примечание. В качестве пеногасителя можно также применять скипидар, который при промывке заливается непосредственно в радиатор в количестве 2-3 см3 на весь объем раствора для промывки.
Для приготовления раствора в деревянный или железный бак емкостью 100-150 литров налить 30-40 литров воды и растворить 2,5 кг уротропина, непрерывно помешивая деревянной мешалкой; после полного растворения уротропина долить еще 20-30 литров воды.
В отдельную эмалированную или стеклянную посуду на открытом воздухе или хорошо вентилируемом помещении насыпать 0,1 кг ингибитора ПБ-5, налить указанное выше количество соляной кислоты и перемешивать деревянной или стеклянной палочкой до полного растворения ингибитора.
Раствор ингибитора в соляной кислоте влить в бак с раствором уротропина и долить воды до получения общего объема 100 литров, добавить пеногаситель и тщательно перемешать раствор. Эффективность раствора для удаления накипи уменьшается при длительном хранении, поэтому раствор рекомендуется хранить не более семи дней.
Удаление накипи из системы охлаждения производить в следующей последовательности:
- промыть систему охлаждения чистой подогретой водой и воду слить;
- отвернуть болты крепления коробок термостатов, снять термостаты, коробки термостатов с прокладками установить на место и тщательно затянуть болты;
- залить в систему охлаждения приготовленный раствор;
- пустить двигатель и дать раствору нагреться до 70 градусов (по показанию термометра на щитке приборов); пробка радиатора должна быть плотно закрыта; газы и пена, образующиеся во время промывки, удаляются через пароотводную трубку радиатора с надетым на нее резиновым шлангом; после прогрева остановить двигатель и слить раствор;
- тщательно промыть систему охлаждения: чистой подогретой водой 2 раза в течение 5 минут, чистой подогретой водой с добавлением 5 грамм безводной соды и 5 грамм хромпика на 1 литр воды один раз в течение 15 минут, чистой подогретой водой один раз в течение 10 минут.
Промывку производить при работе двигателя с минимальным числом оборотов, смену раствора — при неработающем двигателе.
Если накипи очень много, промывку системы охлаждения рекомендуется провести дважды.
При промывке соблюдать меры предосторожности, так как соляная кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.
По окончании промывки термостаты установить на двигатель, предварительно проверив их исправность указанным ниже способом.
Регулярно, при каждом ТО-1 пополнять смазкой полость подшипников водяного насоса механическим или ручным солидоло-нагнетателем через пресс-масленку на корпусе насоса до появления свежей смазки из верхнего контрольного отверстия.
Смазки типа солидола, имеющие низкую температуру каплепадения, применять не следует, так как они при работе насоса плавятся и вытекают.
Следить за исправностью сальникового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что вода, просочившаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса. Насос с неисправным сальником подлежит ремонту.
Периодически проверять состояние термостатов и их прокладок. Внешним признаком неисправности термостатов служит нарушение температурного режима двигателя.