Автоколебания передних управляемых колес Краз
При эксплуатации автомобилей КрАЗ-214 и КрАЗ-214Б и проведении испытаний первых партий автомобилей КрАЗ-255Б отмечались автоколебания передних управляемых колес, приводившие к резкому ухудшению управляемости автомобиля при определенных критических скоростях (18 и 35-45 км/ч), увеличению износа шин и рулевого механизма, а также к повышению напряжений в деталях рулевого привода.
Ниже рассмотрены основные мероприятия по устранению автоколебаний.
Передние ведущие мосты автомобилей КрАЗ имеют большую массу, оборудованы эластичными широкопрофильными шинами, момент инерции которых достигает 0,35-0,39 кг -м2, и подвешены на эластичных рессорах, что обусловило возникновение автоколебаний управляемых колес.
Исследование автоколебаний управляемых колес в линейном приближении и в предположении, что корпус автомобиля не совершает колебаний, а передняя ось с колесами представляет систему с двумя степенями свободы, описано в литературе, Было установлено, что возникновение автоколебаний управляемых колес зависит от жесткости рулевого управления, упругих характеристик шин, установочных параметров передних колес, моментов инерции колес и т. п. Исследования, целью которых было устранение автоколебаний колес автомобилей КрАЗ-214Б и КрАЗ-255Б, основаны на определении влияния установочных параметров колес, так как их изменить легче других при проведении экспериментов, а для внедрения в производство измененной конструкции требуются сравнительно небольшие затраты.
Изучение влияния неуравновешенности колес и параметров их установки на устойчивость движения автомобиля проводилось совместно заводом, Харьковским автомобильно-дорожным институтом и НАМИ. Испытаниям подвергались автомобили КрАЗ-214Б и КрАЗ-255Б.
Испытания автомобилей КрАЗ-255Б проводились на сухом ровном прямолинейном участке дороги с асфальтобетонным покрытием, находящимся в хорошем состоянии. Изучались автоколебания управляемых колес, возникающие самопроизвольно, а также колебания, вызываемые искусственно путем резкого поворота рулевого колеса.
Запись колебаний производилась осциллографом от устройства, регистрирующего поворот колес. Это устройство представляло собой упругую балочку с тензодатчиком, установленную между поворотной цапфой и шаровой опорой.