Двигатель ЯМЗ

Конструкция двигателя ЯМЗ-236, 238

Конструкция двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Конструкция двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 выполнены по единой конст­руктивной схеме и отличаются количеством цилиндров. При­нятое У-образное расположение цилиндров обусловлено стрем­лением уменьшить длину двигателя и его вес, что способствует более рациональной компоновке и снижению веса автомобиля в целом.

К основным особенностям конструкции данных двигателей от­носятся :
1) угол развала цилиндров, равный 90°;
2) две взаимозаменяемые головки блока цилиндров;
3) полноопорный коленчатый вал с общей шатунной шейкой для каждой пары шатунов;
4) центрально расположенный распределительный вал системы газораспределения и качающиеся 5) роликовые толкатели привода клапанов;
6) топливная аппаратура разделенного типа.

Характерной особенностью двигателей является также раци­ональное размещение агрегатов, что в сочетании с простотой кон­струкции делает их доступными при эксплуатации и для ремонта. Практически узлы и детали, обслуживание которых обязательно в процессе эксплуатации, расположены в доступных местах пре­имущественно в передней части двигателя и в развале цилинд­ров.

В передней части двигателя на крышке шестерен распределения размещены водяной насос, вентилятор системы охлаждения и щуп для контроля уровня масла в поддоне.
Водяной насос и насос гидроусилителя руля, для установки которого предусмотрена специальная площадка на крышке шес­терен распределения, приводятся в действие ремнем непосредст­венно от шкива коленчатого вала двигателя. В верхней передней части двигателя расположены фильтр тонкой очистки топлива, компрессор пневмотормозов и генератор системы электрообору­дования, которые крепятся к верхней крышке блока. Генератор и компрессор приводятся в действие ремнем от шкива, установлен­ного на валу вентилятора. Натяжное устройство привода компрес­сора крепится к правой стороне кронштейна передней опоры дви­гателя.

На переднем торце блока цилиндров с левой стороны разме­щены фильтры грубой и тонкой (центробежной) очистки масла. Узлы и агрегаты двигателя размещены в блок-картере. К пе­реднему торцу блока болтами крепится литая корытообразная крышка шестерен газораспределения и привода агрегатов. В по­лости между крышкой и передней стенкой блока расположены пе­редний противовес системы уравновешивания двигателя, шес­терни привода вентилятора, топливного насоса и газораспреде­ления, находящиеся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. От шестерни коленчатого вала приводится в действие также мас­ляной насос, закрепленный на крышке переднего коренного под­шипника.

Снизу блок-картер закрыт поддоном, который одновременно служит емкостью системы смазки двигателя. С правой стороны нижней части блок-картера на специальных постелях установлен электростартер для пуска двигателя. На привалочную плоскость каждого ряда цилиндров устанавливают взаимозаменяемые го­ловки цилиндров. В головках цилиндров располагаются клапан­ный механизм системы газораспределения и форсунки. Полости клапанных механизмов в головках закрываются штампованными стальными крышками, одна из которых имеет маслоналивной патру­бок, служащий для заливки масла в двигатель.

На боковых поверхностях головок с наружной стороны кре­пятся выпускные трубопроводы, а со стороны развала - впуск­ные трубопроводы и водоотводящие трубы. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлажде­ния двигателя. Полости коробок термостатов соединены с полостью всасывания водяного насоса специальными трубами, обра­зующими при закрытых термостатах малый круг циркуляции ох­лаждающей жидкости.
Впускные трубопроводы объединены переходником, на котором установлен воздушный фильтр. В развале цилиндров размещен топливный насос, высокого давления в сборе с регулятором чис­ла оборотов, топливоподкачивающим насосом и автоматической муфтой опережения впрыска топлива.
К заднему торцу блока крепится картер маховика. На боко­вых поверхностях картера выполнены площадки для крепления кронштейнов средней опоры двигателя. Снизу картер маховика имеет люк, закрытый штампованной стальной крышкой. Под крыш­кой закреплена стрелка-укаёатель положения коленчатого ва­ла. Через открытый люк с помощью специального ломика произ­водится проворачивание коленчатого вала при регулировках за­зоров в клапанном механизме и установке угла опережения впрыс­ка топлива.

На маховик монтируется сцепление, а к заднему торцу кар­тера маховика крепится коробка передач с картером сцепления. Центровка двигателя и коробки передач осуществляется по цент­рирующей расточке в картере маховика и бурту на картере сцеп­ления.

Оценивая в целом конструкцию двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, необходимо обратить внимание на высокую степень унификации агрегатов, узлов и деталей. Практически неунифицированными остаются только детали, размеры которых определяются коли­чеством цилиндров.