Клапаны ЯМЗ
Впускные клапаны ЯМЗ
Исследования состояния клапанов в процессе капитального ремонта выявили целесообразность повышения жесткости головки впускного клапана для предотвращения его пластической деформации. Расчет напряжений показал значительную неравномерность поля напряжений изгиба в головке клапана. Максимальные напряжения возникают на периферийном кольцевом участке, расположенном на расстоянии 9-10 мм от наружной кромки головки. Как показали эксплуатационные испытания, вследствие конструктивных изменении головки полностью исключена ее деформация.
На данный момент запчасти на двигатель ЯМЗ выпускаются с учётом многолетнего опыта эксплуатации данных силовых агрегатов. Производители выпускают широкий спектр запчастей для всех моделей двигателей ЯМЗ.
Выпускные клапаны ЯМЗ
Исследование состояния рабочих фасок выпускных клапанов, не имевших жаропрочной наплавки, после длительной эксплуатации показало их недостаточную стойкость из-за образования язвин, эрозии и износа. Наиболее интенсивно разрушались головки выпускных клапанов без наплавки рабочих фасок вследствие образования на них стекловидных отложений продуктов разложения масел в дизелях с газотурбинным наддувом.
При возникновении трещин на слое отложений струи газов, прорывающихся из цилиндров, вызывали эрозионное разрушение клапанов. Наплавка рабочих фасок клапанов жаропрочным сплавом значительно повысила их стойкость в тяжелых условиях эксплуатации.
В качестве материала для наплавок были испытаны нихромовые сплавы ВХН-1 и ЭП-616 и кобальтовый сплав ВЗК (типа стеллита). Сравнительные стендовые и эксплуатационные исследования показали, что клапаны с наплавкой нихромовыми сплавами значительно уступают по стойкости клапанам с наплавкой сплава ВЗК. Внедрение в производство наплавки рабочих фасок выпускных клапанов сплавом ВЗК позволило повысить их ресурс до 10 000 ч и более.