Износ втулок ЯМЗ
Износ втулок, работающих с упрочненными впускными клапанами, несколько повышается, а втулок, сопрягающихся с выпускными клапанами, снижается в 1,9 раза. По влиянию на износостойкость пары упрочнение стержня клапана накаткой равнозначно хромированию.
Средний износ металлокерамических втулок, полученный по данным измерений 22 дизелей в обычной эксплуатации, составляет 30 мкм после 300 тыс. км пробега автомобиля, износ стержней впускных клапанов 21 мкм и выпускных 10 мкм.
Как показали сравнительные испытания, износ чугунных втулок выпускных клапанов в 2,1 раза больше износа металлокерамических, а втулок впускных клапанов — в 1,08 раза. Износ стержней впускных клапанов, сопрягаемых с чугунными втулками, в 1,85 раза больше износа стержней, работающих с металло-керамическими втулками.
Следует отметить, что температура клапанов, сочетаемых с металлокерамическими втулками, и температура клапанов, работающих в паре с чугунными втулками, практически одинакова.
Упрочнение накаткой канавок для фиксации сухарей позволяет в 3 раза повысить усталостную прочность клапанов и предотвращает обрывы их по этому месту. При установке на клапанах узла крепления пружин, способствующего вращению клапанов, значительно уменьшается их тепловая напряженность. Как показали измерения, перепад температуры на головках выпускных клапанов при невращающемся клапане составляет 130-150° С, а при вращающемся 20-30 С. Кроме того, износ стержня и торца вращающихся клапанов более равномерен, чем невращающихся. Момент сил трения препятствует вращению клапана с узлом в новой конструкции меньше, чем в исходном варианте. Вследствие этого клапан под действием потока газов и вибраций, возникающих в дизеле (особенно вибрации клапанных пружин), может проворачиваться.