КрАЗПрочее

Метод статического тензометрирования

двигатель ЯМЗ-238
двигатель ЯМЗ-238

Методом статического тензометрирования исследуются ответственные болтовые соединения (болты шатуна, крепления противовеса и крышек коренных подшипников), коленчатые валы, головки блока.

В местах предполагаемой концентрации напряжений на детали наклеивают масло-, бензо- датчики как фольговые, так и проволочные.

Максимальные рабочие напряжения определяют путем тензометрирования деталей работающего дизеля (блок цилиндров, коленчатый вал, болты, трубка маслозаборника, ось промежуточной шестерни масляного насоса и др.).

При тензометрировании вращающихся деталей дизеля используются ртутные токосъемники, а при тензометрировании шатунно-поршневой группы — рычажный токосъемник.

Напряженность коленчатого вала при кручении исследуется одновременно методами тензометрирования и торсиографирования. В обоих случаях результаты получаются одинаковыми.

Тензодатчики наклеивают на последнюю шатунную шейку или на пластины, связанные с маховиком и валом, запрессованным в коренную шейку коленчатого вала. Для токосъема с заднего конца коленчатого вала служит ртутный токосъемник.

Для торсиографирования на передний конец коленчатого вала устанавливают индуктивный датчик (торсиограф). Нагружение коленчатого вала осуществляется с помощью балки, закрепленной на маховике. Вал стопорится прокладками, устанавливаемыми между поршнем и головкой блока.

Частота крутильных колебаний коленчатых валов дизелей ЯМЗ не превышает 300 Гц. Поэтому при тензометрировании применяется усилитель 8АНЧ-7М с полосой рабочих частот до 500 Гц и магнитоэлектрический осциллограф Н-105.

Угол закручивания и крутящий момент одновременно записываются на одну пленку.

После обработки результатов испытаний строят графики напряжений в функции нагрузки.