Топливоподкачивающий насос ЯМЗ
Топливоподкачивающий насос предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки топлива к впускной полости насоса высокого давления.
Топливоподкачивающий насос, устанавливается на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала последнего. Корпус топливоподкачивающего насоса выполнен из чугунной отливки и присоединен фланцем к корпусу насоса высокого давления через паронитовую прокладку с помощью трех болтов с пружинными шайбами. В корпусе подкачивающего насоса расположены все каналы, соединяющие впускные и выпускные отверстия через полость, в которой перемещается поршень. Стальной поршень установлен в корпусе с диаметральным зазором не более 0,038 мм. На поршне обработана кольцевая канавка, в которой зафиксирована одним концом пружина поршня. Вторым концом пружина упирается в кольцевой паз пробки, которая ввернута в корпус и уплотняет надпоршневую полость медной шайбой. Толкатель поршня, перемещающийся в корпусе, выполнен из подшипниковой стали. Диаметральный зазор между толкателем и корпусом равен 0,020-0,093 мм. Толкатель приводится в движение от эксцентрикового вала через ролик, который вращается на плавающей оси, застопоренной от продольного перемещения двумя сухарями. Последние, перемещаясь в пазах корпуса, предохраняют толкатель с роликом от разворота относительно эксцентрикового вала. От выпадания из корпуса толкатель удерживается усом стопорного кольца.
Ролик, его ось и сухари изготовлены из низколегированной низкоуглеродистой стали с цементацией и закалкой наружных поверхностей до высокой твердости. Зазоры сопряженных деталей находятся в следующих пределах: ролик - ось и ось - толкатель 0,023, сухарь - толкатель 0,025, сухарь - направляющий паз в корпусе 0,25 мм.
Пружина, опирающаяся на кольцевой паз в толкателе и фланец втулки штока, постоянно прижимает толкатель к эксцентриковому валу.
Шток толкателя, передающий движение поршню, перемещается в направляющей втулке штока. Шток изготовлен из инструментальной стали и имеет высокую твердость. Втулка штока, выполненная из подшипниковой стали, ввернута в корпус насоса до упора во фланец на специальном клее. Шток и втулка составляют прецизионную пару, в которой замена одной детали на одноименную из другой пары не допускается.
Впускной и нагнетательный клапаны из капрона типа «корд» пружинами прижимаются к притертым торцам стальных седел, запрессованных в корпус насоса. Направляющей впускного клапана служит запрессованная в корпус ручного поршневого насоса стальная втулка. По наружной поверхности свободного конца этой втулки центрируется пружина впускного клапана. Пружина нагнетательного клапана устанавливается по кольцевому пазу в стальной пробке, центральное отверстие в которой служит направляющей хвостовика выпускного клапана.
Корпус цилиндра ручного насоса и пробка - направляющая нагнетательного клапана завернуты на резьбе в корпус подкачивающего насоса. Уплотнение этих соединений обеспечивается медными шайбами.
В корпусе ручного насоса закреплен на резьбе цилиндр ручного насоса через прокладку из масло-бензостойкой резины. Поршень подбирается к цилиндру по зазору, который должен быть в пределах 0,022 мм. Внутренняя кольцевая кромка поршня завальцовывается вокруг сферической части наконечника штока поршня. После установки поршня со штоком в цилиндр на шток с зазором 0,00-0,09 мм надевается рукоятка со штампованной тарелкой. Рукоятка на штоке фиксируется запрессованным стальным штифтом. Изготовленные из стали цилиндр, поршень, шток и рукоятка представляют собой неразборцое соединение.
Прокачка системы питания осуществляется ручным движением рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз. После прокачки рукоятка должна быть плотно вручную навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра. При этом поршень прижимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость подкачивающего насоса.
Эксцентрик кулачкового вала через толкатель и шток толкателя вместе с пружиной поршня и пружиной толкателя сообщают поршню насоса возвратно-поступательное движение.
При движении поршня под действием пружины топливо через впускной клапан, который, сжимая пружину, поднимается под действием разрежения, поступает в надпоршневую полость. Одновременно находящееся под поршнем топливо выталкивается в нагнетательную магистраль по каналу.
При обратном движении поршня под действием эксцентрика топливо, заполнившее надпоршневую полость, через поднявшийся нагнетательный клапан перекачивается по каналу в полость под поршнем. Далее процесс повторяется.
При повышении давления со стороны нагнетания поршень не совершает полного хода вслед за толкателем под действием своей пружины, останавливаясь в положении, которое определяется равновесием сил от давления топлива, с одной стороны, и усилия пружины, с другой стороны. Иначе говоря, с повышением противодавления нагнетательный ход поршня уменьшается.
Такая схема топливоподкачивающего насоса позволяет поддерживать давление топлива в нагнетательной магистрали практически постоянным почти на всех режимах работы двигателя.
Сборка топливоподкачивающих насосов ЯМЗ
Все детали насоса перед сборкой необходимо промыть в бензине, а трущиеся поверхности смазать очищенным дизельным топливом. Забоины и риски на притертых поверхностях седел клапанов не допускаются. Поршень и толкатель в сборе с роликом, осью и сухарями должны без заеданий и прихватываний свободно перемещаться в корпусе подкачивающего насоса. Это же требование распространяется на пару поршень - цилиндр ручного насоса. Пробка клапана, корпус ручного насоса и пробка пружины поршня должны быть ввернуты в корпус подкачивающего насоса после установки соответствующих деталей и обеспечить герметичность этих соединений.
Контрольная проверка топливоподкачивающих насосов производится на специальном стенде, оборудованном мерным бачком, фильтром для очистки топлива, системой топливопроводов, манометром и вакуумметром. Насос приводится в действие от эксцентрикового вала. Ход толкателя должен быть равным 10 мм.
При числе оборотов эксцентрикового вала 1050 в минуту и работе на летнем дизельном топливе с температурой 30-35°С производительность насоса должна быть не менее 2,2 л/мин при противодавлении в системе 1,3-1,5 кГ/см 2 и разрежении на всасывании 180 мм рт. ст. При полностью перекрытой нагнетательной магистрали давление у выходного штуцера должно быть не менее 4кГ/см2, а максимальное разрежение, создаваемое при полном перекрытии всасывающего трубопровода, должно быть не менее 380 мм рт. ст.
Топливный насос высокого давления обеспечивает равномерную подачу строго дозированных порций топлива в каждый цилиндр двигателя в определенный момент и в течение определенного промежутка времени под высоким давлением.
Конструктивно насосы двигателей ЯМЗ-236 отличаются от насосов двигателей ЯМЗ-238 только числом секций, и поэтому дальнейшее описание устройства шестисекционной модели с учетом отмеченных ниже особенностей распространяется и на восьмисекционные насосы высокого давления.