Клапаны системы смазки ЯМЗ
Конструкция редукционного клапана нагнетающей секции масляного насоса, предохранительного клапана радиаторной секции и сливного клапана системы смазки в принципе одинакова, а редукционный и сливной клапаны отличаются между собой только пружинами, имеющими различную характеристику. Следует иметь в виду, что редукционный и сливной клапаны, имея одинаковые установочные размеры, отрегулированы на разное давление открытия, поэтому менять их местами или заменять один клапан другим категорически воспрещается. Предохранительный клапан радиаторной секции отличается наружной резьбой корпуса и поэтому не может быть установлен в другое отверстие.
Клапаны системы смазки - плунжерного типа, монтируются в цилиндрическом трубчатом корпусе. Снаружи на одном из концов корпуса нарезана цилиндрическая резьба, служащая для установки клапана в соответствующее резьбовое отверстие корпуса насоса или блока цилиндров. Для затяжки резьбового соединения на корпусе имеются лыски под ключ. Внутренняя поверхность корпуса клапана обработана и имеет две ступени. Ступень меньшего диаметра служит направляющей клапана, а вторая ступень образует упор, на который клапан садится своим буртом. По образующей направляющей части расточки корпуса выполнен прямоугольный паз, по которому часть масла во время открытия клапана перетекает в плоскость пружины. Это устройство позволяет гасить колебания клапана во время его работы. В средней части корпуса имеются четыре радиальных сверления, через которые при открытом клапане излишки масла сливаются -в картер двигателя. На свободном конце корпуса имеются два диаметрально расположенных отверстия, в которые устанавливается разводной шплинт.
Клапан имеет цилиндрическую форму с буртом. Наружная направляющая поверхность клапана обработана. Со стороны бурта в клапане выполнено глухое отверстие, в которое входит пружина. Другой конец пружины упирается в специальный колпачок, в конструкции которого предусмотрено ограничение максимального перемещения клапана. С наружного торца на колпачке имеется диаметрально расположенный прямоугольный паз, через который проходит разводной шплинт корпуса. Это предотвращает проворачивание колпачка во время работы клапана и предохраняет шплинт от перетирания.
Затяжка пружины клапана регулируется специальными регулировочными шайбами, устанавливаемыми между колпачком и пружиной. Количество шайб на каждом клапане должно быть не более 4.