Регулятор напряжения Урала
Регулятор напряжения РР132 бесконтактный, служит для поддержания постоянства напряжения в заданных пределах при изменении частоты вращения якоря генератора. Регулятор напряжения представляет собой электронный прибор на кремниевых полупроводниковых элементах.
Напряжение, поддерживаемое регулятором напряжения при температуре окружающей среды 20±5° С, — 13,9-14,6 В
Частота вращения якоря генератора, при которой проверяется регулируемое напряжение 3500 об/мин.
Сила тока нагрузки, при которой проверяется регулируемое напряжение – 14 А.
Измерительным элементом в регуляторе напряжения является потенциометр, который управляет работой транзисторов. Потенциометр состоит из резисторов и стабилитрона. Выходной транзистор изменяет силу тока в цепи обмотки возбуждения генератора и тем самым поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.
Реле-регуляторы РР130 и РР51 служат для автоматического включения и выключения генератора от сети, защиты генератора от перегрузки и поддерживают напряжение в заданных пределах при изменении частоты вращения якоря генератора.
Реле-регулятор РР130 состоит из трех электромагнитных приборов (РР51 из четырех): реле обратного тока, ограничителя силы тока, регулятора напряжения (у РР51-двух регуляторов напряжения) и резисторов.
Реле обратного тока замыкает и размыкает цепь между генератором и электрической сетью автомобиля.
Регулятор напряжения поддерживает в определенных пределах напряжение генератора при изменениях частоты вращения якоря и нагрузки генератора.
Ограничитель силы тока защищает генератор от перегрузки.
Техническое обслуживание регулятора напряжения
Регулятор напряжения РР132. Периодически проверять состояние проводки между генератором, регулятором напряжения и аккумуляторной батареей. Если контактные соединения загрязнены, слабо затянуты или подгорели, регулируемое напряжение будет возрастать. Неправильное соединение проводов, замыкание выводов регулятора напряжения друг с другом или на массу приводит к отказу регулятора.
Если регулируемое напряжение регулятора выходит за пределы 13,9-14,6 В более чем на ±0,3 В, необходимо заменить регулятор. Для измерения регулируемого напряжения на стенде или непосредственно на автомобиле необходимы приборы:
- вольтметр постоянного тока класса точности 1,0 со шкалой 0- 30 В;
- амперметр постоянного тока класса точности 1,5 со шкалой 0-50 А;
- тахометр, позволяющий замерять частоту вращения от 0 до 5000 об/мин;
- нагрузочный реостат на силу тока до 50 А.
Регулируемое напряжение на автомобиле рекомендуется измерять в следующем порядке:
- подключить вольтметр между зажимом + и корпусом регулятора напряжения;
- пустить двигатель и установить среднюю частоту вращения коленчатого вала двигателя;
- включить дальний свет фар и зафиксировать регулируемое напряжение по показанию вольтметра.
На стенде, оборудованном приводом для генератора и обеспечивающим возможность плавного изменения частоты вращения от 0 до 5000 об/мин, регулируемое напряжение следует измерять следующим образом: соединить регулятор с генератором Г250-П1, аккумуляторной батареей и приборами; установить частоту вращения якоря генератора 3500 об/мин и силу тока нагрузки НА и зафиксировать регулируемое напряжение по показанию вольтметра.
Реле-регулятор требует периодической проверки электрических параметров. Регулировка реле-регулятора проводится в следующих случаях:
- при интенсивном выкипании электролита;
- если напряжение включения реле обратного тока или регулируемые напряжения отклоняются от нормы более чем на 0,5 В;
- если разность между регулируемым напряжением и напряжением включения реле обратного тока менее 0,5 В;
- если регулируемая максимальная сила тока выходит за пределы более чем на 1 А.
Перед регулировкой необходимо проверить состояние контактов: при подгорании зачистить мелкозернистой стеклянной шкуркой, продувкой удалить пыль и протереть тряпкой, слегка смоченной в бензине.
Проверять реле-регулятор рекомендуется на стенде в рабочем положении. Допустима также проверка непосредственно на автомобиле. Нельзя проверять реле-регулятор сразу после остановки двигателя.
Для проверки необходимы следующие электроизмерительные приборы постоянного тока, класса не ниже 1,5: вольтметр со шкалой до 30 В, амперметр со шкалой 50-0-50 А, а также тахометр со шкалой 3000-5000 об/мин или счетчик оборотов с секундомером и нагрузочный реостат на силу тока 40 А.
Для регулировки каждого из приборов реле-регулятора необходимо для увеличения соответствующих значений параметров усилить натяжение пружины, для уменьшения — ослабить. Усилие пружин изменяют подгибанием хвостика. При регулировке необходимо добиваться наибольшего приближения к средним значениям величин, указанным в технической характеристике.
Величину напряжения включения реле в момент замыкания контактов реле определяют при постепенном повышении частоты вращения якоря генератора по отклонению стрелки амперметра.
Уменьшая частоту вращения, определяют величину обратного тока при размыкании контактов. Если при повышении частоты вращения стрелка амперметра не отклоняется и контакты не замыкаются, рекомендуется сначала проверить работу регулятора напряжения.
Для проверки регуляторов напряжения схему соединения изменяют следующим образом:
отсоединяют аккумуляторную батарею. На автомобиле отсоединяют аккумуляторную батарею после пуска двигателя. Для устойчивой работы двигателя необходимо поддерживать частоту вращения его коленчатого вала выше значения включения реле обратного тока;
вольтметр включают между массой и зажимом реле-регулятора.
Частота вращения якоря генератора должна быть около 3500 об/мин, что соответствует средним эксплуатационным значениям частоты вращения коленчатого вала двигателя. К зажиму Б реле-регулятора подключают потребители тока или нагрузочный реостат и, доводя нагрузку генераторов ПЗО до 14А, Г51 до 18А, снимают показания вольтметра. Если величина напряжения выходит за пределы 13,3-15,5 В, реле следует отрегулировать.
У реле-регулятора РР51 контакты одного из регуляторов напряжения принудительно замыкают, плавно повышая частоту вращения якоря генератора, регулируют напряжение начала работы первого регулятора, стараясь по возможности приблизиться к 14,3 В.
Затем контакты первого регулятора напряжения размыкают, а второго замыкают и так же регулируют напряжение начала работы второго регулятора.
Момент начала работы каждого регулятора можно определить по вибрации якоря, по окончании раздельной регулировки проверяют величину регулируемого напряжения, которое должно быть 14,2-14,5 В.
Ограничитель тока проверяют по той же схеме и при тех же частотах вращения якоря генератора, что и при проверке регулятора напряжения, увеличив силу тока нагрузки до 27-29 А для ПЗО и до 34-36 А для Г51.
Наибольшее показание амперметра и есть сила тока, ограничиваемая реле-регулятором. Величина ограничиваемой силы тока должна максимально приблизиться к 35 А для РР51 и к 28 А для РР130.
Ремонт регулятора напряжения или реле-регуляторов выполняется в мастерской и сводится к зачистке или замене контактов, замене поврежденных обмоток (вместе с их сердечниками) и дополнительных резисторов.