Механизм переключения передач ЯМЗ
Механизм переключения передач размещен в верхней крышке коробки и приводится в действие от рычага переключения передач через промежуточное устройство-дистанционный механизм.
Верхняя крышка съемная, отлита из специального чугуна, фиксируется на картере коробки двумя установочными штифтами и крепится к нему болтами. Между крышкой и картером ставится уплотнительная прокладка из паронита.
Механизм переключения передач состоит из трех подвижных штоков, на которых установлены две головки и три вилки. Третья головка выполнена как одно целое с вилкой. Головки и вилки крепятся на штоках при помощи установочных винтов с коническим хвостовиком,
При включении передачи усилие от рычага переключения передач передается через промежуточный дистационный механизм на головку того или иного штока. Шток, перемещаясь вместе с вилкой, передвигает связанную с ней каретку синхронизатора или скользящую шестерню первой передачи и заднего хода и включает необходимую передачу.
Для фиксации штоков в положении включенной передачи или нейтральном положении предусмотрены фиксаторы.
В гнездах верхней крышки над каждым штоком помещен шарик, прижимаемый к штоку пружиной. На штоках, в свою очередь, выполнено по три горизонтальные канавки. Когда шток находится в положении включенной передачи или в нейтральном положении, шарик фиксатора заскакивает в соответствующую канавку штока и удерживает шток от случайного передвижения. Расстояние между канавками выбрано таким, чтобы обеспечивалось включение кареток синхронизаторов или скользящей шестерни на полную длину зуба.
Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, который при передвижении одного из штоков автоматически запирает два других штока в нейтральном положении. Замок состоит из четырех блокирующих стальных шариков, размещенных по два между штоками, и подвижного штифта, установленного в горизонтальном отверстии среднего штока. Когда штоки находятся в нейтральном положении, вертикальные канавки устанавливаются точно против шариков.
При перемещении среднего штока вперед, что соответствует включению третьей передачи, блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении. Аналогично действие замка при включении второй передачи, когда средний шток перемещается назад. Если же перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока. Одновременно шарики нажимают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его. Другие два шарика входят в канавку противоположного крайнего штока, и средний и крайний штоки оказываются запертыми в нейтральном положении.
Для устранения возможности случайного включения первой передачи и заднего хода механизм переключения снабжен предохранительным устройством, установленным в приливе верхней крышки и состоящим из двух цилиндрических штифтов, пружины и стакана для размещения пружины. Принцип действия механизма основан на том, что для включения первой передачи и заднего хода необходимо предварительно затратить добавочное усилие на сжатие пружины предохранителя, что и исключает случайное включение этих передач.
Дистанционный механизм устанавливается на верхней крышке коробки передач и крепится к ней при помощи двух установочных штифтов и четырех шпилек с гайками. В закрытом алюминиевом картере размещена рычажная передача, состоящая из валика с двумя рычагами и и штока с головкой.
Валик и шток имеют возможность двигаться как в продольном направлении, так и поворачиваться вокруг своей оси. Вилка выходного конца штока соединяется с рычагом переключения передач продольной тягой, с помощью которой изменения положения рычага передаются штоку и далее через валик и рычаг к штокам в верхней крышке коробки. Поворачиванием вилки штока производится выбор передачи, при продольном передвижении штока - переключение передачи.
Для лучшего ощущения водителем нейтрального положения механизма служит ограничитель, состоящий из цилиндрического штифта и нажимной пружины. Другим ограничителем служит предохранитель включения первой передачи и заднего хода.
Передача вращения от первичного вала к выходному - вторичному валу при включении различных передач происходит следующим образом.
При включенном сцеплении и выключенных передачах, когда каретки синхронизаторов и скользящая шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала находятся в нейтральном положении, вращаются первичный вал, шестерни промежуточного вала, блок шестерен заднего хода и шестерни пятой, третьей и второй передач вторичного вала. Вращение от первичного вала при этом к вторичному валу не передается.
Для включения первой передачи скользящую шестерню первой передачи и заднего хода вторичного вала следует ввести в зацепление с шестерней первой передачи и заднего хода промежуточного вала. Вращение от первичного вала к вторичному в этом случае будет передаваться через постоянную пару шестеренки и через пару шестерен первой передачи и заднего хода.
Для включения второй передачи каретку синхронизатора второй и третьей передач следует перевести назад и ввести в зацепление с зубчатой муфтой шестерни второй передачи вторичного вала, блокируя ее этим самым со вторичным валом. Вращение от первичного вала будет передаваться к вторичному валу через постоянную пару шестерен и пару шестерен второй передачи.
Для включения четвертой передачи каретку синхронизатора четвертой и пятой передач вводят в зацепление с зубчатым венцом шестерни первичного вала. При этом первичный и вторичный валы вращаются как одно целое, а промежуточный вал вращается без нагрузки вхолостую.
При переходе с четвертой передачи на пятую каретку синхронизатора четвертой и пятой передач передвигают назад, пока каретка не войдет в зацепление с зубчатым венцом шестерни пятой передачи вторичного вала, блокируя ее с вторичным валом. Вращение от первичного вала к вторичному будет передаваться через постоянную пару шестерен и шестерни пятой передачи.
Для включения заднего хода следует передвинуть скользящую шестерню первой передачи и заднего хода вторичного вала назад и ввести ее в зацепление с меньшей шестерней блока шестерен заднего хода. Вращение от первичного вала в этом случае передается через постоянную пару шестерен промежуточному валу и далее от шестерни первой передачи и заднего хода промежуточного вала к постоянно сцепленной с ней большой шестерне блока заднего хода, затем от меньшей шестерни блока заднего хода к скользящей шестерне первой передачи и заднего хода вторичного вала и от нее через шлицы вторичному валу. При этом вторичный вал вращается в противоположную сторону относительно направления вращения первичного вала.