ПрочееТрансмиссия ЯМЗ

Механизм переключения передач ЯМЗ

Механизм переключения передач ЯМЗ
Механизм переключения передач ЯМЗ

Механизм переключения передач размещен в верхней крышке ко­робки и приводится в действие от рычага переключения передач через промежуточное устройство-дистанционный механизм.

Верхняя крышка съемная, отлита из специального чугуна, фик­сируется на картере коробки двумя установочными штифтами и крепи­тся к нему болтами. Между крышкой и картером ставится уплотнительная прокладка из паронита.

Механизм переключения передач состоит из трех подвижных штоков, на которых установлены две головки и три вилки. Третья головка выполнена как одно целое с вилкой. Головки и вилки крепятся на штоках при помощи установочных винтов с коническим хвостовиком,

При включении передачи усилие от рычага переключения передач передается через промежуточный дистационный меха­низм на головку того или иного штока. Шток, перемещаясь вместе с вилкой, передвигает связанную с ней каретку синхронизатора или скользящую шестерню первой передачи и заднего хода и вклю­чает необходимую передачу.

Для фиксации штоков в положении включенной передачи или нейтральном положении предусмотрены фиксаторы.

В гнездах верхней крышки над каждым штоком помещен шарик, прижимаемый к штоку пружиной. На штоках, в свою очередь, выполнено по три горизонтальные канавки. Когда шток находится в положении включенной передачи или в нейтральном положении, шарик фиксатора заскакивает в соответствующую канавку штока и удерживает шток от случайного передвижения. Расстояние между канавками выбрано таким, чтобы обеспечивалось включение кареток синхронизаторов или скользящей шестерни на полную длину зуба.

Для исключения возможности одновременного включения двух передач служит замок, который при передвижении одного из што­ков автоматически запирает два других штока в нейтральном положении. Замок состоит из четырех блокирующих стальных шариков, размещенных по два между штоками, и подвижного штифта, установленного в горизонтальном отверстии среднего штока. Когда штоки находятся в нейтральном положении, верти­кальные канавки устанавливаются точно против шариков.

При перемещении среднего штока вперед, что соответствует включению третьей передачи, блокирующие шарики выходят из его канавок и входят в канавки крайних штоков, запирая их тем самым в нейтральном положении. Аналогично действие замка при включении второй передачи, когда средний шток пере­мещается назад. Если же перемещается один из крайних штоков, то два блокирующих шарика вытесняются из канавки этого штока и входят в канавку среднего штока. Одновременно шарики нажи­мают на подвижный штифт, расположенный в среднем штоке, перемещая его. Другие два шарика входят в канавку противопо­ложного крайнего штока, и средний и крайний штоки оказываются запертыми в нейтральном положении.

Для устранения возможности случайного включения первой передачи и заднего хода механизм переключения снабжен предо­хранительным устройством, установленным в приливе верхней крышки и состоящим из двух цилиндрических штифтов, пружины и стакана для размещения пружины. Принцип дей­ствия механизма основан на том, что для включения первой передачи и заднего хода необходимо предварительно затратить добавочное усилие на сжатие пружины предохранителя, что и исключает случайное включение этих передач.
Дистанционный механизм устанавливается на верхней крышке коробки передач и крепится к ней при помощи двух уста­новочных штифтов и четырех шпилек с гайками. В закрытом алюминиевом картере размещена рычажная передача, состоящая из валика с двумя рычагами и и штока с головкой.
Валик и шток имеют возможность двигаться как в продольном направлении, так и поворачиваться вокруг своей оси. Вилка выход­ного конца штока соединяется с рычагом переключения передач продольной тягой, с помощью которой изменения положения рычага передаются штоку и далее через валик и рычаг к штокам в верх­ней крышке коробки. Поворачиванием вилки штока производится выбор передачи, при продольном передвижении штока - пере­ключение передачи.

Для лучшего ощущения водителем нейтрального положения механизма служит ограничитель, состоящий из цилиндрического штифта и нажимной пружины. Другим ограничителем служит предохранитель включения первой передачи и заднего хода.
Передача вращения от первичного вала к выходному - вторичному валу при включении различных передач происходит следующим образом.
При включенном сцеплении и выключенных передачах, когда каретки синхронизаторов и скользящая шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала находятся в нейтральном положе­нии, вращаются первичный вал, шестерни промежуточного вала, блок шестерен заднего хода и шестерни пятой, третьей и второй передач вторичного вала. Вращение от первичного вала при этом к вторичному валу не передается.
Для включения первой передачи скользящую шестерню первой передачи и заднего хода вторичного вала следует ввести в зацепление с шестерней первой передачи и заднего хода про­межуточного вала. Вращение от первичного вала к вторичному в этом случае будет передаваться через постоянную пару шестеренки и через пару шестерен первой передачи и заднего хода.

Для включения второй передачи каретку синхронизатора вто­рой и третьей передач следует перевести назад и ввести в зацепле­ние с зубчатой муфтой шестерни второй передачи вторичного вала, блокируя ее этим самым со вторичным валом. Вращение от первичного вала будет передаваться к вторичному валу через постоянную пару шестерен и пару шестерен второй передачи.
Для включения четвертой передачи каретку синхронизатора четвертой и пятой передач вводят в зацепление с зубчатым венцом шестерни первичного вала. При этом первичный и вторичный валы вращаются как одно целое, а промежуточный вал вращается без нагрузки вхолостую.
При переходе с четвертой передачи на пятую каретку синхро­низатора четвертой и пятой передач передвигают назад, пока каретка не войдет в зацепление с зубчатым венцом шестерни пятой передачи вторичного вала, блокируя ее с вторичным валом. Вращение от первичного вала к вторичному будет передаваться через постоянную пару шестерен и шестерни пятой передачи.

Для включения заднего хода следует передвинуть скользя­щую шестерню первой передачи и заднего хода вторичного вала назад и ввести ее в зацепление с меньшей шестерней блока шестерен заднего хода. Вращение от первичного вала в этом слу­чае передается через постоянную пару шестерен промежу­точному валу и далее от шестерни первой передачи и заднего хода промежуточного вала к постоянно сцепленной с ней большой шестерне блока заднего хода, затем от меньшей шестерни блока заднего хода к скользящей шестерне первой передачи и заднего хода вторичного вала и от нее через шлицы вторичному валу. При этом вторичный вал вращается в противоположную сторону относительно направления вращения первичного вала.