ПрочееТрансмиссия ЯМЗ

Смазка коробки передач ЯМЗ

Коробка передач кпп ямз-239
Коробка передач кпп ямз-239

Для избежания чрезмерного перегрева и задиров вращающихся деталей коробки передач ко всем поверхностям трения предусмотрена подача смазки под давлением и разбрызгиванием.

Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен пятой, третьей и второй передач вторичного вала.

Подача смазки производится шестеренчатым насосом, установленным на переднем торце картера коробки.

Корпус и основание насоса отлиты из специального чугуна и стянуты четырьмя болтами. Между корпусом и основанием установ­лена уплотнительная картонная прокладка, обеспечивающая необ­ходимый рабочий зазор между корпусом и торцами шестерен насоса. Толщина прокладки равна 0,3±0,03 мм. От изменения толщины про­кладки (увеличения или уменьшения) может произойти или заедание шестерен насоса, или снижение его производительности.

Шестерни насоса прямозубые, изготовлены из легированной стали 40Х и закалены до твердости НЯС 24 -34. Ведущая шестерня закреп­лена на валике сегментной шпонкой и вращается вместе с валиком на втулках, запрессованных в корпус и основание насоса.

На конце валика имеется шлиц, который входит в паз переднего торца промежуточного вала. Ведомая шестерня с запрессованной втул­кой свободно вращается на оси. Все три втулки из брон­зовой ленты ОЦС 4-4-2,5 и имеют внутренний диаметр после запрес­совки и развертки 14 мм.

Глубина расточки в корпусе насоса под шестерни равна 15 мм ширина шестеренки 35 мм.

Для ограничения повышения давления масла, возникающего при больших числах оборотов насоса или низкой температуре масла, в корпусе насоса предусмотрен перепускной клапан, состоящий из пружины и шарика. При повышении давления масла в нагнета­тельном канале выше 0,7-0,9 кГ/см2 масло отжимает шарик и пере­текает обратно во всасывающую полость насоса.

Масло забирается насосом из картера коробки передач через сет­ку заборника масла, предохраняющую шестерни насоса от попадания крупных посторонних частиц, и затем, пройдя мимо маг­нита, улавливающего мелкие металлические частицы подается через каналы в нижней части картера к насосу. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через литой канал в передней стенке картера в полость крышки заднего подшипника первичного вала. Отсюда масло, пройдя через три радиальных отверстия в канал первичного вала, через соединительную трубку подается в главный масляный канал вторичного вала.

Масло, просачивающееся между соединительной трубкой и стен­ками масляного канала во вторичном валу, используется для смазки переднего роликоподшипника вторичного вала, установленного внут­ри шестерни первичного вала.

Из главного масляного канала через радиальные отверстия, просвер­ленные по окружности вала, масло распределяется по подшипникам скольжения шестерен вторичного вала, смазывает их и под действием давления насоса и центробежной силы выбрасывается в полость картера.

Все остальные детали механизма коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым зубьями вращающихся шестерен проме­жуточного вала, и маслом, вытекающим из зазоров.

Часть масла забрасывается в лоток, расположенный на левой боко­вой стенке картера, стекает из него самотеком в заднюю часть картера и смазывает блок шестерен заднего хода.

Исключение составляют передний подшипник первичного вала и сменные шестерни привода спидометра, которые смазываются перио­дически консистентной смазкой.

Для предотвращения утечки масла из картера выходные концы первичного и вторичного валов уплотнены резино-армированными сальниками, запрессованными в крышки подшипников валов.

Особенно недопустима утечка масла через сальник первичного вала, так как масло, попадая в сцепление, замасливает фрикционные нак­ладки ведомых дисков. В качестве дополнительной защитной меры против утечки масла в крышке заднего подшипника первичного вала за сальником имеется спиральная маслосгонная канавка. Масло, проникшее через сальник, стекает по маслосгонной канавке в слив­ной канал, расположенный в крышке рядом с нагнетательным каналом. По сливному каналу масло стекает в картер. Для того чтобы масло не могло подняться из картера вверх по сливному каналу, в нижнем кон­це канала установлен дроссель с малым отверстием.

Для вентиляции и предотвращения образования избыточного давле­ния паров масла в картере коробки, которое может послужить одной из причин течи масла через сальники, на верхней крышке картера коробки установлен сапун.