Смазка коробки передач ЯМЗ
Для избежания чрезмерного перегрева и задиров вращающихся деталей коробки передач ко всем поверхностям трения предусмотрена подача смазки под давлением и разбрызгиванием.
Под давлением смазываются подшипники скольжения шестерен пятой, третьей и второй передач вторичного вала.
Подача смазки производится шестеренчатым насосом, установленным на переднем торце картера коробки.
Корпус и основание насоса отлиты из специального чугуна и стянуты четырьмя болтами. Между корпусом и основанием установлена уплотнительная картонная прокладка, обеспечивающая необходимый рабочий зазор между корпусом и торцами шестерен насоса. Толщина прокладки равна 0,3±0,03 мм. От изменения толщины прокладки (увеличения или уменьшения) может произойти или заедание шестерен насоса, или снижение его производительности.
Шестерни насоса прямозубые, изготовлены из легированной стали 40Х и закалены до твердости НЯС 24 -34. Ведущая шестерня закреплена на валике сегментной шпонкой и вращается вместе с валиком на втулках, запрессованных в корпус и основание насоса.
На конце валика имеется шлиц, который входит в паз переднего торца промежуточного вала. Ведомая шестерня с запрессованной втулкой свободно вращается на оси. Все три втулки из бронзовой ленты ОЦС 4-4-2,5 и имеют внутренний диаметр после запрессовки и развертки 14 мм.
Глубина расточки в корпусе насоса под шестерни равна 15 мм ширина шестеренки 35 мм.
Для ограничения повышения давления масла, возникающего при больших числах оборотов насоса или низкой температуре масла, в корпусе насоса предусмотрен перепускной клапан, состоящий из пружины и шарика. При повышении давления масла в нагнетательном канале выше 0,7-0,9 кГ/см2 масло отжимает шарик и перетекает обратно во всасывающую полость насоса.
Масло забирается насосом из картера коробки передач через сетку заборника масла, предохраняющую шестерни насоса от попадания крупных посторонних частиц, и затем, пройдя мимо магнита, улавливающего мелкие металлические частицы подается через каналы в нижней части картера к насосу. Шестерни насоса захватывают масло и подают его под давлением через литой канал в передней стенке картера в полость крышки заднего подшипника первичного вала. Отсюда масло, пройдя через три радиальных отверстия в канал первичного вала, через соединительную трубку подается в главный масляный канал вторичного вала.
Масло, просачивающееся между соединительной трубкой и стенками масляного канала во вторичном валу, используется для смазки переднего роликоподшипника вторичного вала, установленного внутри шестерни первичного вала.
Из главного масляного канала через радиальные отверстия, просверленные по окружности вала, масло распределяется по подшипникам скольжения шестерен вторичного вала, смазывает их и под действием давления насоса и центробежной силы выбрасывается в полость картера.
Все остальные детали механизма коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым зубьями вращающихся шестерен промежуточного вала, и маслом, вытекающим из зазоров.
Часть масла забрасывается в лоток, расположенный на левой боковой стенке картера, стекает из него самотеком в заднюю часть картера и смазывает блок шестерен заднего хода.
Исключение составляют передний подшипник первичного вала и сменные шестерни привода спидометра, которые смазываются периодически консистентной смазкой.
Для предотвращения утечки масла из картера выходные концы первичного и вторичного валов уплотнены резино-армированными сальниками, запрессованными в крышки подшипников валов.
Особенно недопустима утечка масла через сальник первичного вала, так как масло, попадая в сцепление, замасливает фрикционные накладки ведомых дисков. В качестве дополнительной защитной меры против утечки масла в крышке заднего подшипника первичного вала за сальником имеется спиральная маслосгонная канавка. Масло, проникшее через сальник, стекает по маслосгонной канавке в сливной канал, расположенный в крышке рядом с нагнетательным каналом. По сливному каналу масло стекает в картер. Для того чтобы масло не могло подняться из картера вверх по сливному каналу, в нижнем конце канала установлен дроссель с малым отверстием.
Для вентиляции и предотвращения образования избыточного давления паров масла в картере коробки, которое может послужить одной из причин течи масла через сальники, на верхней крышке картера коробки установлен сапун.