Подвеска силового агрегата ЯМЗ-236, 238
Силовой агрегат (двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением) крепят к раме автомобиля при помощи кронштейнов и эластичных опор, предотвращающих передачу ударных нагрузок на двигатель при движении машины по неровностям дороги и снижающих передачу на раму вибраций и колебаний от сил, действующих в двигателе.
Особенное значение имеет характеристика элементов подвески и их конструкция для У-образных шестицилиндровых двигателей типа ЯМЗ-236. При принятой схеме коленчатого вала и угле развала между цилиндрами 90° неравномерность чередования рабочих ходов составляет 60° и приводит к некоторому нарушению равномерности крутящего момента, низшая гармоническая составляющая которого особенно активна в зоне минимальных холостых чисел оборотов. Уменьшение амплитуды колебания двигателя, а также нежелательных в связи с этим вибраций элементов шасси достигнуто за счет выбора рациональной схемы и конструкции подвески силового агрегата.
Двигатель в сборе с коробкой передач устанавливается на специальных резиновых подушках. Одна опора расположена в передней части двигателя, две - по обеим сторонам картера маховика и одна - сзади в нижней части картера коробки передач.
Передняя опора состоит из двух резиновых армированных подушек, расположенных поперек продольной оси двигателя. Нижняя подушка прямоугольной формы устанавливается на стальную балку, связанную с рамой автомобиля. На нижнюю подушку подвески двигатель опирается специальным кронштейном-шипом, закрепленным болтами крепления крышки шестерен распределения. Кронштейн-шип прижимается к опоре верхней подушкой, плотно облегающей шип. Подушка двумя болтами крепится к балке передней опоры. Таким образом, передняя опора воспринимает колебания двигателя в вертикальной и горизонтальной плоскостях.
Средние опоры расположены с обеих сторон картера маховика в районе центра тяжести силового агрегата. Опоры состоят из кронштейнов, закрепленных на площадках картера маховика, опирающихся на эластичные резиновые подушки. Подушка средних опор состоит из стального фасонного основания и клиновидного сердечника, между которыми расположена резина, привулканизированная к их поверхностям. Под действием вертикальной нагрузки резина работает на сдвиг и сжатие. При установке двигателя на опоры зазор а между резиной и основанием должен быть в пределах 3-4 мм. Величину зазора для обеспечения нормальной работы подвески необходимо контролировать в процессе эксплуатации.
Задняя концевая опора может быть аналогична передней по конструкции; ее задача-воспринимать часть нагрузки при больших вертикальных колебаниях силового агрегата. Таким образом, задняя опора является поддерживающей и, следовательно, должна иметь регулировочное звено.
На силовом агрегате с двигателем ЯМЗ-238 расположение точек подвески такое же, как на двигателе ЯМЗ-236. Однако более благоприятное протекание характеристик крутящего момента и уравновешивание сил, действующих в двигателе, несколько меняют требования к конструкции элементов отдельных опор. В основном это относится к средним опорам, где можно применять простые резиновые подушки, деформирующиеся в вертикальной плоскости.
Опоры двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 должны обязательно иметь относительно мягкие резиноармированные элементы. Мягкое крепление двигателя к раме машины требует применения гибких элементов в соединениях двигателя с внешними системами.