Вентилятор системы охлаждения ЯМЗ
Вентилятор осевого типа с шестилопастной штампованной крыльчаткой вместе с приводом крепится к переднему торцу крышки шестерен распределения и приводится во вращение специальной шестерней, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала. Передаточное отношение от коленчатого вала к приводу вентилятора равно 1,31. Крепление привода вентилятора производится четырьмя шпильками с гайками, стопорящимися пружинными шайбами. Между корпусом привода и крышкой шестерен распределения проложена паронитовая прокладка. При установке привода следует обращать внимание на то, чтобы сливное отверстие на корпусе было направлено вниз. В противном случае корпус переполнится маслом, что приведет к течи масла через передний сальник привода.
Правильность зацепления шестерни привода вентилятора обеспечивается точно выдержанной координатой отверстия на крышке шестерен распределения, по которому центрируется привод цилиндрическим выступом на корпусе со стороны фланца.
Корпус привода вентилятора отлит из алюминиевого сплава и имеет две цилиндрические расточки, в которых на радиальных шарикоподшипниках устанавливается вал привода. Подшипники в корпусе установлены по посадке скольжения.
Задний подшипник упирается в бурт корпуса и фиксируется в осевом направлении штампованным упорным фланцем, прикрепленным к корпусу тремя болтами. Передний подшипник в осевом направлении не фиксируется.
Внутренние кольца подшипников напрессованы на вал до упора в специально выполненные на нем бурты.
На задний шлицевой конец вала до упора в подшипник устанавливается шестерня привода, которая вместе с подшипником крепится на валу гайкой со специальной стопорной шайбой.
На передний конец вала за подшипником последовательно устанавливаются втулка сальника, шкив привода генератора и компрессора и упругая муфта привода вентилятора. Втулка сальника напрессовывается на вал с натягом 0,002-0,040 мм. Шкив устанавливается также с натягом 0,008-0,047 мм и дополнительно фиксируется от проворачивания сегментной шпонкой. Упругая муфта с валиком соединена треугольными шлицами. Все эти детали стягиваются по торцам гайкой, навернутой на резьбовой конец вала и застопоренной специальной замковой шайбой. Гайки и шайбы переднего и заднего концов вала взаимозаменяемы.
В расточку корпуса привода запрессован резино-армированный сальник.
Шкив привода генератора и компрессора имеет два ручья для клиновых ремней с сечением 17x10 мм.
Упругая муфта предохраняет привод от действия ударных нагрузок при пуске и резком изменении скоростного режима работы двигателя. Состояние муфты в процессе эксплуатации необходимо периодически проверять.
Работа с неисправной муфтой может вызвать поломку привода и привести к серьезной аварии двигателя.
Муфта состоит из двух стальных дисков, связанных между собой слоем резины, привулканизированным к обоим дискам. Передний диск жестко посажен на вал привода, а задний установлен на нем с зазором 0,032-0,150 мм.
К заднему диску припаяны латунью четыре упора с внутренней резьбой. В собранном состоянии эти упоры выступают за плоскость переднего диска на величину 0,2 мм. К упорам с помощью четырех болтов крепится крыльчатка вентилятора. Диаметры отверстий в ведущем переднем диске, через которые проходят упоры, обеспечивают возможность углового перемещения дисков муфты при работе.
Крыльчатка вентилятора состоит из двух штампованных крестовин и шести лопастей, скрепленных заклепками. В середине между крестовинами установлен проставочный диск. Центральное отверстие в крестовинах обрабатывается и служит центровочным при посадке крыльчатки на упругую муфту привода. Крестовины крыльчаток двигателей ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 унифицированы, лопасти же крыльчатки двигателя ЯМЗ-236 имеют меньший размер по длине, в результате чего крыльчатка вентилятора в сборе для двигателей ЯМЗ-236 имеет диаметр 520 мм, а для двигателя ЯМЗ-238-560 мм. Крыльчатка в сборе балансируется с точностью до 20 Гсм.