Радиатор КрАЗ
На КрАЗ проводятся как дорожные, так и стендовые испытания радиаторов.
В первом случае программа испытаний предусматривает пробег автомобилей в особо тяжелых дорожных условиях (20-25 тыс. км) с регистрацией всех неисправностей и отказов радиаторов. Охлаждающие свойства радиаторов проверяют и сравнивают путем контрольных заездов при движении с максимальной и минимальной скоростями во время движения на затяжном подъеме при высокой температуре окружающего воздуха.
При этом регистрируют температуру воды на входе в радиатор и выходе из него и температуру масла в поддоне дизеля. Как правило, одновременно испытывают радиаторы нескольких, обычно двух, типов, чтобы можно было сравнивать показатели их надежности.
Форсированные стендовые испытания позволяют получать сравнительные оценки радиаторов во много раз быстрее, чем дорожные. На КрАЗ имеется несколько стендов различных типов для испытаний радиаторов. На станине смонтирован привод, состоящий из электродвигателя, передачи и приводного кулачка. Стол, на котором закрепляется радиатор, имеет колонны, установленные в направляющих отверстиях станины. Между станиной и столом расположены буферные резиновые подушки.
Вращаясь, кулачок через ролик приподнимает стол. Вниз стол перемещается под действием собственного веса. Амплитуда колебаний стола меняется путем изменения высоты буферных подушек. Частоту колебаний регулируют изменением частоты вращения вала электродвигателя. Обычно частоту колебаний устанавливают в пределах 1-2,5 Гц, а высоту падения стола (амплитуду) принимают равной 30-50 мм. Испытания (до появления течи) серийных радиаторов автомобилей КрАЗ, заправленных горячей водой при температуре 80-90 С, на этом режиме продолжаются в среднем в течение часа. Длительность испытания радиаторов, заправленных водой при температуре 25° С, почти в 2 раза больше
Зная долговечность серийных радиаторов, полученную на основании эксплуатационных исследований, и продолжительность их испытания на стенде, можно установить эквивалент между результатами стендовых испытаний и эксплуатационной долговечностью и на основании этого прогнозировать долговечность новых радиаторов по результатам стендовых испытаний. Чтобы повысить точность такого прогнозирования, изучаются
Спектры нагрузочных режимов радиаторов и создается стенд, который по возможности полно воспроизводил бы эксплуатационные условия.