Накладки сцепления ЯМЗ
Накладки сцепления ЯМЗ - основные рабочие элементы сцепления. Вследствие высокого уровня динамических и тепловых нагрузок к физико-механическим свойствам материала накладок предъявляются особые требования и, в частности, к таким, как теплостойкость, коэффициент трения (очень важна его стабильность в процессе работы и при износе накладок), износостойкость, прочность. Следует обращать внимание на совместимость материала накладок и рабочих поверхностей маховика и нажимных дисков. Поэтому оценка склонности сопрягаемых деталей к короблению и образованию трещин также имеет практическое значение. Естественно, что при действующей на накладки совокупности факторов окончательной проверкой качества может явиться лишь их работа в узле в эксплуатационных условиях.
Однако длительность испытаний и невозможность обеспечения сопоставимости результатов определили необходимость разработки методики и установок для форсированных испытаний композиций различных вариантов. Методики форсированных испытаний дают возможность достаточно достоверно оценить рецепты материалов, предлагаемых ВНИИАТИ и ЯРТИ, для накладок сцеплений.
Результаты испытаний на стенде и в эксплуатации, а также анализ состояния фрикционных накладок после испытаний позволили разработать технические требования к ним, по которым ведет работу ВНИИАТИ.
Создание инерционных стендов с периодическим включением и разработка методик форсированных испытаний позволили за последние годы проверить около 60 рецептур новых материалов. Ранее применявшийся материал 2-1-62 при стендовых испытаниях имел большой износ, на поверхности накладок образовывались глубокие трещины. Качество накладок было нестабильно и разные партии имели большой разброс показателей. Состояние поверхностных накладок оценивают по десятибалльной системе, разработанной на ЯМЗ (10 баллов означают наихудшее состояние). Накладки из материала 2-1-62 во время испытаний находились в плохом состоянии. Результаты стендовых испытаний подтверждались и эксплуатационными. Помимо высокого износа накладки из этого материала растрескивались, что вызывало их преждевременную замену.
Материал 2-540-65 характеризуется более высокой износостойкостью, повышенной механической прочностью и лучшим состоянием поверхности. Вследствие небольшого уменьшения коэффициента трения снизилась динамичность нагружения при включении и температура. Эксплуатационные испытания показали, что срок службы накладок из данного материала увеличивается на 250-300%"по сравнению со сроком службы исходного материала. Материал 2-540-65 был внедрен в серийное производство.
После испытаний ряда материалов различных рецептур был создан новый материал 1-287-72 МС. Стендовые испытания показали, что этот материал обладает высокой жаростойкостью, хорошей прочностью и не растрескивается. Этот материал по износу, коэффициенту трения и термостойкости находится на уровне лучших зарубежных образцов (шифр 21-24 F). Внедрение в производство накладок из композиции 1-287-72МС позволит значительно увеличить срок службы сцеплений.