Колебание обоймы синхронизатора
Проведенные исследования, включая результаты скоростной киносъемки, показали необходимость уменьшения амплитуды колебаний обоймы синхронизатора относительно шипа каретки путем изменения зазоров. Помимо изменения геометрических параметров сопряженных деталей синхронизатора были приняты конструкторско-технологические меры по упрочнению его элементов. Было разработано и испытано около 20 вариантов упрочнения обойм и по результатам испытаний выбран наиболее рациональный вариант специальной закалки перемычек обойм при нагреве т. в. ч. и охлаждении в масле. По как видно из ранее приведенных графиков, конструктивные изменения синхронизаторов не могут дать полного эффекта без изменения расположения карданных валов и точности их балансировки.
Работы по дальнейшему повышению ресурса синхронизатора и, в частности, его элементов трения были основаны на результатах изучения его рабочего процесса с помощью тензометрической аппаратуры. Время синхронизации, соответствующее ходу штока с„, определяет эффективность синхронизатора, т. с. его способность уравнивать угловые скорости синхронизируемых масс. Было установлено, что время синхронизации зависит от материала, размеров и формы элементов трения и силы, затрачиваемой при переключении передач.
Небольшое пространство, отводимое для расположения синхронизаторов, накладывает определенные ограничения на его энергопоглощаемость, поэтому, чтобы уменьшить время синхронизации, необходимо было найти материал с большим коэффициентом трения. Таким материалом оказалась латунь ЛМц СКА 58-2-2-1-1, из которой стали изготовлять конусные кольца синхронизатора вместо бронзы Бр. ОЦС 5-5-5. Применение латуни позволило уменьшить время синхронизации за счет увеличения момента трения на 8-10%.
Стендовые испытания латунных колец синхронизаторов на долговечность показали, что их работоспособность в 3-3,5 раза выше бронзовых.