Регулировка сцепления ЯМЗ
Напряженными режимами работы сцепления являются момент трогания автомобиля с места и переключение передач во время движения. Элементы сцепления в этом случае подвержены большим динамическим и тепловым нагрузкам, особенно значительным при резких включениях. Поэтому характер движения нажимного диска и нарастание нажимной силы в момент включения сцепления имеет существенное значение. Это определяется как работой привода, так и величинами рабочих зазоров нажимной системы сцепления. Эти параметры должны быть стабильными в течение всей эксплуатации автомобиля.
В двухдисковых сцеплениях ЯМЗ предусмотрена принудительная регулировка зазоров между нажимными, средним и ведомыми дисками, которая производится периодически в процессе эксплуатации. К недостаткам такой регулировки следует отнести возможные нарушения регламента обслуживания, субъективность контроля операции, трудоемкость проведения работ. В то же время опыт эксплуатации показывает, что в совокупности указанные факторы отрицательно влияют на долговечность фрикционных накладок. В частности, ускоряется износ накладок второго ведомого диска, нарушается температурный режим сцепления и, как следствие, происходит поверхностное разрушение маховика, нажимного и среднего дисков.
С целью повышения ресурса маховика, нажимного и среднего дисков, а также накладок сцепления и снижения трудоемкости его обслуживания было разработано устройство для автоматической регулировки зазоров сцепления.
По данным эксплуатационных испытаний при автоматической регулировке исключается преждевременный выход из строя сцепления из-за неравномерного износа отдельных элементов и повышается его ресурс па 25-30%.