Сцепление ЯМЗ
Тип сцепления ЯМЗ — фрикционное, постоянно замкнутое с периферийным расположением витых цилиндрических пружин и рычажным механизмом отвода нажимного диска.
Работа гасителя колебаний. Основой работ по повышению работоспособности сцепления является изучение характера и величин нагрузок, действующих на него при движении конкретного автомобиля в различных условиях.
Методика исследования предусматривает использование автомобиля-лаборатории, оборудованного тензометрической аппаратурой с датчиками, установленными на деталях дизеля, сцепления и коробки передач. Работы проводились на автомобиле МАЗ-500 с дизелем ЯМЗ-236, так как присущая этому двигателю неравномерность работы цилиндров определяет основные требования к характеристике и конструкции гасителя колебаний системы двигатель-трансмиссия.
Исследовалась также целесообразность введения гасителя колебаний в сцепление на автомобилях КрАЗ с дизелем ЯМЗ-238. На этих автомобилях исследования проводились на следующих основных режимах работы:
- трогание автомобиля с места на второй передаче коробки передач с различным временем включения сцепления (медленное, нормальное, быстрое отпускание педали сцепления);
- разгон автомобиля с места до максимальной скорости с переключением передач;
- установившееся движение автомобиля на третьей, четвертой и пятой передачах при различной частоте вращения коленчатого вала.
Для сцепления без гасителя колебаний при частоте вращения начала и конца буксования 1000-500 об/мин, времени буксования t = 0,8 с максимальный крутящий момент 290 кгс-м. Для сцепления с гасителем колебаний при 1000-550 об/мин, г =0,7 с максимальный крутящий момент 200 кгс-м.
При разгоне автомобиля наиболее ощутимое гашение колебаний крутящего момента происходит на третьей и четвертой передачах. Так, на третьей передаче для сцепления без гасителя колебаний амплитуда крутящего момента 76 кгс-м , а максимальный крутящий момент 100 кгс-м при 2150 об/мин; для сцепления с гасителем колебаний 31,5 кгс-м, 107 кгс-м при 2050 об/мин.
В случае установившегося движения автомобиля на второй и третьей передачах резонансные явления не возникают, а при движении на четвертой и пятой передачах (сцепление с гасителем колебаний) амплитуда крутящего момента уменьшается до 37- 33 кгс-м, в то время как при сцеплении без гасителя колебаний она равна 67-117 кгс-м.
Таким образом, в случае введения гасителя колебаний в сцепление снижается нагруженность трансмиссии при трогании автомобиля с места и в 2-3 раза уменьшается двойная амплитуда крутящего момента на режимах разгона и установившегося движения.