Коробка передач ЯМЗ
Конструкция коробки передач ЯМЗ
К основным особенностям ее конструкции, определяющим надежность, следует отнести следующее:
изготовление всех пар шестерен с корригированными зубьями с учетом продолжительности использования передач; это позволяет увеличить изгибную и контактную прочность зубьев, а следовательно, и ресурс коробки передач;
высокую жесткость валов, обусловленную рациональным выбором профиля;
жесткую и прочную конструкцию картера;
применение подшипников качения с высокой работоспособностью; роликовые подшипники вследствие комбинирования роликов допускают значительный перекос при передаче нагрузки;
надежную систему смазки с автономным насосом и повышенной подачей, обусловливающую высококачественную фильтрацию масла;
надежную систему уплотнений валов с лабиринтами и отводящими сливными каналами;
четкое и полное включение передач вследствие затыловки зубьев шестерен, применение специальных синхронизаторов, полного перекрытия зубьев при включении, совершенствования механизма переключения, блокировки и фиксации шестерен во включенном состоянии;
применение одновременно двух принципов запирания (двойное утонение шлицев и наклон образующей зуба), исключающее самовыключение передач;
использование высокопрочных легированных материалов и прогрессивных методов технологии и термической обработки деталей (дробеструйная обработка и хонингование зубьев после термической обработки).
Шестерни вторичного вала описываемой коробки передач вращаются на подшипниках скольжения (сталь по стали), имеющих специальный профиль и противозадирное химическое покрытие на основе двухсернистого молибдена.
Помимо разгрузки элементов коробки передач путем изменения кинематической схемы трансмиссии автомобиля проводились расчетно-исследовательские и технологические работы по дальнейшему повышению надежности зубчатых зацеплений.
Как отмечалось выше, надежность коробок передач ЯМЗ, особенно на дизельных автомобилях большой грузоподъемности, определяется соответствием ее кинематической схемы и конструкции показателям и параметрам дизеля и автомобиля в целом.
При повышении мощности дизелей автомобилей КрАЗ со 180 до 240 л. с. возникла необходимость анализа кинематической ости коробки передач с целью подтверждено опытом эксплуатации с четырехтактными двигателями и коробкой передач, входящей в состав силового агрегата с двухтактным дизелем.
Расчетные исследования, выполненные по методике НАМИ с учетом действительных нагрузок, выявили высокий уровень изгибных и контактных напряжений в элементах зубчатых передач. Вследствие этого была разработана новая конструкция коробки передач со скорректированной кинематической схемой и измененными передаточными числами.
Многолетняя практика эксплуатации подтвердила правильность уточнения кинематической схемы трансмиссии автомобиля.
Ярославский моторный завод наряду с дизелями изготовляет сцепления и коробки передач и поставляет их автомобильным заводам в виде силовых агрегатов.
От параметров коробки передач и сцепления в большой мере зависят динамические нагрузки на другие элементы трансмиссии автомобиля. В свою очередь, характеристика коробки передач и сцепления зависит от жесткости других элементов трансмиссии и параметров автомобиля.
Условия работы коробок передач и сцеплений грузовых автомобилей большой грузоподъемности значительно отличаются от условий работы автомобилей других видов.
Для нагрузочных режимов агрегатов трансмиссии указанных автомобилей характерны более интенсивная нестационарность и возможность больших перегрузок. Крутящий момент, развиваемый дизелем, имеет большую амплитуду гармонических составляющих высших порядков. Кроме того, крутящий момент у дизелей значительно выше, чем у карбюраторных двигателей. Все это определяет специфику сцеплений и коробок передач силовых агрегатов ЯМЗ.
На четырехтактные двигатели ЯМЗ устанавливается новая механическая пятиступенчатая коробка передач.
Базовая модель этой коробки ЯМЗ-236 применяется совместно с однодисковым сцеплением на шестицилиндровых двигателях и оборудуется дистанционным управлением.
На более мощные восьмицилиндровые двигатели устанавливается модификация ЯМЗ-236С с двухдисковым сцеплением. В отличие от базовой модели ЯМ3-236 коробка передач имеет другие передаточные числа и управление при помощи качающегося рычага, установленного непосредственно на коробке.
Коробка передач ЯМЗ-236 механическая, с шестернями постоянного зацепления, имеет пять передач для движения вперед и одну передачу назад.
Передаточные числа коробки передач:
- пятая передача- 0,73
- четвертая- 1,00
- третья- 1,79
- вторая- 3,40
- первая- 6,17
- задний ход- 6,43
Для бесшумного переключения передач на второй - третьей и четвертой - пятой передачах установлены синхронизаторы.
Картер коробки передач отлит из специального чугуна и усилен ребрами. В передней и задней стенках картера расположены отверстия для установки подшипников валов. Верхняя открытая часть картера имеет фланец, на котором нарезаны отверстия для крепления верхней крышки картера.
На правой и левой сторонах картера выполнены люки, закрытые крышками и, для установки при необходимости коробки отбора мощности. На левой стороне картера расположено контрольное отверстие для проверки уровня масла в картере, а в нижней части -два отверстия для слива масла из картера. Все три отверстия закрываются коническими резьбовыми пробками.
В нижней части картера находятся также каналы масляной системы коробки и окно для очистки магнита и сетки заборника масла, закрываемое крышкой с прокладкой.
Спереди к картеру коробки крепится восемью болтами с пружинными шайбами картер сцепления. В задней части картера предусмотрена вертикальная площадка с резьбовыми отверстиями для крепления задней опоры коробки передач. Картер внутри окрашивается маслостойкой краской.
Комплектующие КПП ЯМЗ-236
- 1дистанционный механизм;
- маслоналивная пробка;
- сапун;
- первичный вал;
- муфта выключения сцепления;
- сальники;
- кольцевая гайка;
- задний подшипник первичного вала;
- передний подшипник вторичного вала;
- шестерня первичного вала;
- синхронизатор четвертой и пятой передач;
- упорная шайба шестерни пятой передачи;
- фигурная шпонка;
- шестерня пятой передачи вторичного вала;
- шестерня третьей передачи вторичного вала;
- верхняя крышка;
- синхронизатор второй н третьей передач;
- шестерня второй передачи вторичного вала;
- вторичный вал;
- шестерня первой передачи вторичного вала;
- ось блока шестерен заднего хода;
- роликоподшипник блока шестерен заднего хода;
- блок шестерен заднего хода;
- крышка заднего подшипника вторичного вала;
- червяк привода спидометра;
- фланец крепления кардана;
- тарельчатая шайба;
- гайка;
- пробка уровня масла.
- задний подшипник вторичного вала;
- задний подшипник промежуточного вала;
- крышка заднего подшипника промежуточного вала;
- шестерня первой передачи промежуточного вала;
- маслосливиые пробки;
- шестерня второй передачи промежуточного вала;
- забориик масла с магнитом и сеткой;
- шестерня третьей передачи промежуточного вала;
- шестерня пятой передачи промежуточного валя;
- крышки люков отбора мощности;
- шестерня отбора мощности;
- промежуточный вал;
- демпферная шестерня;
- картер коробки передач;
- передний подшипник промежуточного вала;
- масляный насос;
- картер сцепления;
- крышка заднего подшипника первичного вала;
- вал вилки выключения сцепления;
- вилка выключения сцепления;
- валик ведомой цилиндрической шестерни привода спидометра;
- крышка сменных шестерен;
- шестерня привода спидометра;
Коробка передач ЯМЗ-236С отличается от коробки передач ЯМЗ-236 незначительно.
Передаточные числа коробки передач имеют меньшие величины:
- пятая передача 0,66
- четвертая 1,00
- третья 1,52
- вторая 2,90
- первая 5,26
- задний ход 5,48
В связи с тем, что коробка применяется с двухдисковым сцеплением, на нее ставится удлиненный картер сцепления и удлиненный первичный вал.
Демпферная шестерня заменена обычной жесткой шестерней.
Вместо дистанционного управления коробка оборудована качающимся рычагом переключения передач, устанавливаемым непосредственно на верхней крышке коробки.
Рычаг переключения передач сварной, состоит из изогнутого стержня и фигурного наконечника с шаровой головкой; устанавливается в опоре, отлитой из чугуна, которая крепится к верхней крышке коробки передач. Рычаг вставляют в опору изнутри и поджимают шаровой головкой к конической поверхности опоры пружиной и шайбой, не дающими рычагу сместиться вниз и в то же время не препятствующими ему качаться в боковом и продольном направлениях. От проворачивания рычаг удерживается штифтом, заходящим в паз, выполненный на шаровой головке.
Сверху соединение рычага с опорой защищается от попадания пыли и грязи резиновым колпаком.
На верхний конец стержня рычага навертывается пластмассовая рукоятка, за которую рычаг можно перемещать при включении различных передач.
Опора с рычагом в сборе ставится на верхнюю крышку коробки на те же установочные штифты и шпильки с гайками, что и картер дистанционного механизма.
На коробке передач ЯМЗ-236С устанавливают также новый фланец крепления кардана увеличенного диаметра. Привод спидометра из коробки передач ЯМЗ-236С удален. На вторичном валу за задним подшипником установлена распорная втулка.