Разборка, сборка и регулировка форсунок двигателя ЯМЗ
В процессе длительной эксплуатации в связи с рядом особенностей условий работы форсунки характеристики форсунки могут изменяться. Поэтому форсунки должны подвергаться периодической проверке квалифицированным персоналом в специальной мастерской. При проверке форсунок контролируется давление подъема иглы распылителя, качество распыливания топлива и затяжка всех соединений.
После длительной работы форсунки допускается снижение давления подъема иглы до 135 кПсм. При проверке давление должно быть восстановлено до 150-155 кГ/см2. Регулировку рекомендуется проводить на специальном приборе типа КП-1609А. Перед регулировкой необходимо снять колпак форсунки и отвернуть контргайку регулировочного винта пружины. Давление подъема иглы распылителя устанавливается в необходимых пределах регулировочным винтом, при ввертывании которого давление повышается, при вывертывании - понижается. По окончании регулировки контргайка регулировочного винта должна быть затянута; момент затяжки должен быть равен 7-8 кГм.
Качество распыливания топлива при проверке считается удовлетворительным, если топливо впрыскивается в атмосферу в туманно-образном состоянии и равномерно распределяется по поперечному сечению конуса струи. Начало и конец впрыска должны быть четкими, подтекание топлива не допускается.
При заедании иглы или подтекании топлива по конусу, которое не удается устранить промывкой и переборкой, комплект распылителя должен быть заменен. В случае закоксовывания одного или нескольких сопловых отверстий распылителя форсунку следует разобрать.
При разборке форсунки сначала необходимо снять колпак форсунки, вывернуть гайку пружины и только после этого отвернуть гайку распылителя. Разборка форсунки в другом порядке может вызвать поломку фиксирующих штифтов распылителя.
После разборки все детали форсунки должны быть очищены и промыты в бензине. Распылитель необходимо снаружи очистить с помощью деревянного бруска, пропитанного дизельным маслом. Сопловые отверстия нужно прочистить стальной проволокой диаметром 0,3 мм, а внутренние полости корпуса распылителя промыть чистым бензином. Для чистки деталей распылителя запрещается применять острые, твердые предметы или наждачную бумагу.
Перед сборкой корпус распылителя и игла должны быть тщательно промыты в чистом авиационном бензине и смазаны профильтрованным дизельным топливом. После сборки игла, выдвинутая из корпуса на одну треть своей длины, при наклоне распылителя под углом 45° должна плавно опускаться на седло под действием собственного веса.
При установке распылителя необходимо повернуть его против направления навинчивания гайки до упора в фиксирующие штифты и, придерживая в этом направлении, навернуть гайку распылителя рукой до упора и окончательно затянуть ключом (момент затяжки - не менее 7-8 кГм). После затяжки гайки проверить легкость хода иглы резким встряхиванием форсунки; звук перемещающейся до упора иглы должен быть слышен.
При дальнейшей сборке необходимо затянуть штуцер форсунки (момент затяжки должен быть 8-10 кГм), гайку пружины (момент затяжки 10-12 кГм), затем отрегулировать давление подъема иглы, проверить качество распиливания топлива и затянуть колпак форсунки (момент затяжки 8-10 кГм).