Деформация деталей дизеля
В процессе доводки дизелей и при оценке возможности их дальнейшего совершенствования с помощью измерения напряжений и деформаций деталей может быть решен ряд задач: исследовано напряженное состояние деталей, выявлены нагрузки на них (например, на опоры коленчатого вала от сил газов, па бурт гильзы от сил газов и от сил, возникающих при монтаже, и т. п.). Измеряя податливость, можно получить необходимые данные для расчета крутильных колебаний коленчатого вала и собственных колебаний привода механизма газораспределения. Существенное значение имеет определение деформации гильз цилиндров и постелей подшипников коленчатого вала.
В процессе исследования приходится решать три методические задачи: имитация рабочих нагрузок; разработка методики измерения напряжений и деформаций; нахождение способа оценки допустимости выявленной деформации детали. Работы, связанные с решением двух последних задач, можно разделить на три группы, для которых методы измерений и оценки результатов одинаковы: оценка напряженного состояния деталей; определение жесткости или податливости деталей и узлов; влияние изменения формы деталей на функционирование сопряжения.
Для оценки напряжений и деформаций и факторов, влияющих на них, необходимо не только воспроизвести совокупность нагрузок, действующих на деталь, но также иметь возможность проследить действие каждой нагрузки в отдельности.
Для лабораторных исследований деталей дизелей на ЯМЗ применяются следующие методы: покрытие хрупкими лаками, статическое и динамическое тензометрирование, а также торсиографирование.