Работа регулятора числа оборотов ЯМЗ
Державка грузов, закрепленная на валике, приводится во вращение от ведущей шестерни, установленной на кулачковом валу топливного насоса высокого давления.
Грузы регулятора под действием центробежных сил стремятся повернуться вокруг осей, упираясь своими роликами в торец муфты, которая через радиально-упорный подшипник и пяту передает усилие грузов рычагу регулятора, подвешенному на оси. С другой стороны на рычаг регулятора действует усилие пружины регулятора, передаваемое через двуплечий рычаг и его регулировочный винт. Верхним концом пружина регулятора зацеплена за рычаг, который через вал рычага жестко связан с рычагом управления.
Таким образом, рычаг регулятора и упирающаяся в него пята находятся в положении, когда центробежные силы грузов уравновешиваются усилием пружины регулятора.
При нажатии на рычаг управления усилие от пружины на рычаг увеличивается как за счет растяжения пружины, так и в связи с изменением углового расположения пружины относительно двуплечего рычага. Это усилие при том же положении пяты и силового рычага может быть уравновешено только при увеличении числа оборотов кулачкового вала насоса, когда центробежные силы грузов достаточно возрастут. Иными словами, каждому положению рычага управления соответствует число оборотов насоса (и двигателя), при котором может быть обеспечено равновесное положение пяты регулятора, а следовательно, и устойчивая работа двигателя.
Пята регулятора шарнирно связана с рычагом рейки, который через тягу соединен с рейкой топливного насоса. Нижний палец рычага рейки входит в паз кулисы регулятора.
При заданном положении рычага управления и при уменьшении нагрузки на двигатель число оборотов двигателя повышается. В этом случае центробежные силы грузов возрастают и грузы расходятся, преодолевая усилие пружины и перемещая пяту регулятора. Вместе с пятой поворачивается рычаг рейки относительно своего нижнего пальца, выдвигая рейку и уменьшая тем самым подачу топлива до тех пор, пока не установится число оборотов двигателя, заданное положением рычага управления регулятора.
Если же нагрузка на двигатель увеличивается, то число оборотов, а вместе с ними и центробежные силы грузов уменьшаются. Усилием пружины пята перемещается, сближая грузы и увеличивая подачу, до тех пор, пока число оборотов двигателя не достигнет величины, заданной положением рычага управления.
Максимальное число оборотов двигателя устанавливается болтом, который ограничивает перемещение рычага управления регулятором; минимальные числа оборотов двигателя регулируются таким же болтом, установленным в заднюю бобышку крышки регулятора.
Для того чтобы остановить работающий на любом режиме двигатель, скоба кулисы поворачивается в нижнее положение. Вместе со скобой перемещается связанная с ней кулиса, которая поворачивает за нижний палец рычаг рейки относительно оси, установленной в пяте регулятора. Рейка топливного насоса, связанная с рычагом рейки тягой, выводится в положение выключенной подачи, и двигатель останавливается.
После полной остановки двигателя силовой рычаг занимает под действием пружины регулятора крайнее левое положение, определяемое регулировочным болтом, который головкой упирается в вал рычага пружины. Пята регулятора под действием усилия стартовой пружины также перемещается в крайнее левое положение, отходя от рычага регулятора. После возвращения скобы, а с ней и кулисы в исходное положение под действием стартовой пружины рейка вдвигается в положение пусковой подачи, которая приблизительно вдвое превышает номинальную величину подачи.
При пуске в цилиндры двигателя подается, как уже указывалось, увеличенное количество топлива. После пуска, когда число оборотов двигателя начинает увеличиваться, грузы регулятора расходятся и, преодолевая усилие стартовой пружины, перемещают пяту до упора в силовой рычаг, уменьшая подачу топлива до номинальной величины. Далее процесс регулирования происходит, как на обычно работающем двигателе, то есть перемещение рейки насоса, а с ним и уменьшение подачи топлива происходит до тех пор, пока пята регулятора не достигнет равновесного положения.