Двигатель ЯМЗПрочее

Работа регулятора числа оборотов ЯМЗ

Двигатель ЯМЗ-238М2
Двигатель ЯМЗ-238М2

Державка грузов, закрепленная на валике, приводится во вращение от ведущей шестерни, установленной на кулачковом валу топливного насоса высокого давления.

Грузы регулятора под действием центробежных сил стремятся повернуться вокруг осей, упираясь своими роликами в торец муфты, которая через радиально-упорный подшипник и пяту передает усилие грузов рычагу регулятора, подвешенному на оси. С другой стороны на рычаг регулятора действует усилие пружины регулятора, передаваемое через двуплечий рычаг и его регу­лировочный винт. Верхним концом пружина регулятора зацеплена за рычаг, который через вал рычага жестко связан с рычагом управления.

Таким образом, рычаг регулятора и упирающаяся в него пята находятся в положении, когда центробежные силы грузов уравно­вешиваются усилием пружины регулятора.

При нажатии на рычаг управления усилие от пружины на рычаг увеличивается как за счет растяжения пружины, так и в связи с изменением углового расположения пружины относительно дву­плечего рычага. Это усилие при том же положении пяты и сило­вого рычага может быть уравновешено только при увеличении числа оборотов кулачкового вала насоса, когда центробежные силы гру­зов достаточно возрастут. Иными словами, каждому положению рычага управления соответствует число оборотов насоса (и двига­теля), при котором может быть обеспечено равновесное положение пяты регулятора, а следовательно, и устойчивая работа двига­теля.

Пята регулятора шарнирно связана с рычагом рейки, кото­рый через тягу соединен с рейкой топливного насоса. Нижний палец рычага рейки входит в паз кулисы регулятора.

При заданном положении рычага управления и при уменьшении нагрузки на дви­гатель число оборотов двига­теля повышается. В этом слу­чае центробежные силы гру­зов возрастают и грузы расхо­дятся, преодолевая усилие пружины и перемещая пяту регулятора. Вместе с пятой поворачивается рычаг рейки относительно своего нижнего пальца, выдвигая рейку и уменьшая тем самым подачу топлива до тех пор, пока не установится число оборотов двигателя, заданное положе­нием рычага управления ре­гулятора.

Если же нагрузка на дви­гатель увеличивается, то чи­сло оборотов, а вместе с ними и центробежные силы грузов уменьшаются. Усилием пружины пята перемещается, сближая грузы и увеличивая подачу, до тех пор, пока число оборотов дви­гателя не достигнет величины, заданной положением рычага уп­равления.

Максимальное число оборотов двигателя устанавливается бол­том, который ограничивает перемещение рычага управления регулятором; минимальные числа оборотов двигателя регулируются таким же болтом, установленным в заднюю бобышку крышки регулятора.

Для того чтобы остановить работающий на любом режиме дви­гатель, скоба кулисы поворачивается в нижнее положение. Вместе со скобой перемещается связанная с ней кулиса, которая поворачивает за нижний палец рычаг рейки относительно оси, уста­новленной в пяте регулятора. Рейка топливного насоса, связанная с рычагом рейки тягой, выводится в поло­жение выключенной подачи, и двигатель останавливается.

После полной остановки двигателя силовой рычаг занимает под действием пружины регулятора крайнее левое положение, опреде­ляемое регулировочным болтом, который головкой упирается в вал рычага пружины. Пята регулятора под действием усилия стартовой пружины также перемещается в крайнее левое положе­ние, отходя от рычага регулятора. После возвращения скобы, а с ней и кулисы в исходное положение под действием стартовой пру­жины рейка вдвигается в положение пусковой подачи, которая при­близительно вдвое превышает номинальную величину подачи.

При пуске в цилиндры двигателя подается, как уже указывалось, увеличенное количество топлива. После пуска, когда число оборо­тов двигателя начинает увеличиваться, грузы регулятора расхо­дятся и, преодолевая усилие стартовой пружины, перемещают пяту до упора в силовой рычаг, уменьшая подачу топлива до номиналь­ной величины. Далее процесс регулирования происходит, как на обычно работающем двигателе, то есть перемещение рейки насоса, а с ним и уменьшение подачи топлива происходит до тех пор, по­ка пята регулятора не достигнет равновесного положения.