Работа топливного насоса высокого давления ЯМЗ
При нижнем положении плунжера топливо, поступающее из фильтра тонкой очистки, заполняет внутренние полости и насоса и через впускное отверстие в втулки плунжера - над-плунжерную полость между верхним торцом плунжера и нагнетательным клапаном.
В начале движения плунжера вверх топливо из надплунжерной полости вытесняется через впускное отверстие втулки.
После перекрытия этого отверстия верхней кромкой плунжера замкнутое в надплунжерном объеме топливо поднимает нагнетательный клапан, сжимая его пружину, до выхода из седла нижней кромки разгружающего пояска и нагнетается плунжером к форсункам двигателя. Давление топлива в трубопроводе перед форсункой достигает при впрыске величины, превышающей 400 кГ/см2. Нагнетание прекращается, как только отсечная кромка винтовой канавки плунжера открывает отсечное отверстие втулки плунжера. При этом давление над плунжером резко падает, нагнетательный клапан садится под действием пружины на седло, разъединяя надплунжерное пространство и полость топливопровода высокого давления, а топливо при дальнейшем движении вверх плунжера перетекает из надплунжерного пространства в полость корпуса насоса.
Во время движения плунжера вниз полость над ним заполняется топливом под давлением, которое поддерживается в каналах корпуса и топливоподкачивающий насосом. Далее процесс повторяется.
Назначение нагнетательного клапана не ограничивается простым разобщением трубопровода высокого давления и надплунжерной полости. Клапан разгружает трубопровод высокого давления. После отсечки топлива, когда клапан под действием пружины и разности давлений топлива движется вниз, полости высокого и низкого давления разобщаются как только нижняя кромка разгрузочного пояска достигнет входной кромки направляющего отверстия седла клапана. При дальнейшем движении клапана до посадки на седло увеличивается объем надклапанной полости, вызывая этим резкое падение давления в топливопроводе и быструю посадку в седло иглы распылителя форсунки. Последнее обстоятельство имеет большое значение для сгорания топлива в цилиндре и надежной работы распылителя форсунки.
Количество подаваемого плунжером топлива зависит от расстояния между торцом плунжера и винтовой отсечной кромкой, измеренного в плоскости расположения отсечного отверстия втулки. Это расстояние или, иначе говоря, длина хода нагнетания изменяется поворотом плунжера относительно втулки.