Двигатель ЯМЗ

Фильтр центробежной очистки масла ЯМЗ

Фильтр центробежной очистки масла
Фильтр центробежной очистки масла

Дополнительной, более тонкой очистке масло подвергается в фильтре центробежной очистки. В фильтре из масла удаляются механические примеси величиной от 1 мкм, а также продукты окисления и осмоления масла в процессе работы двигателя. Хотя центробежный фильтр пропускает всего около 10 % поступающего в систему масла, в течение 4-5 минут работы через него проходит весь объем залитого в картер двигателя масла; таким образом, загрязненность масла в картере двигателя в значи­тельной степени снижается.

Принцип работы центробежного фильтра основан на отделении из масла более тяжелых грязевых примесей под действием центро­бежных сил во вращающемся роторе. Грязевые отложения скапливаются у стенок ротора, а в пространстве, близком к оси его враще­ния, находится зона чистого масла. Из этой зоны масло отводится к двум сопловым отверстиям в нижней части ротора, направленным горизонтально и в противоположные стороны. Вытекающие с большой скоростью через сопловые отверстия струи масла создают реактивный момент, приводящий ротор во вращение.

При давлении масла в полости ротора порядка 5-6 кГ/см2 число оборотов ротора достигает 5-6 тысяч в минуту. Чистое масло, вытекающее из сопел ротора, свободно сливается в поддон двигателя. В ротор центробежного фильтра масло подается после грубой очистки через вертикальный канал в блоке цилиндров, канал в корпусе центробежного фильтра, по сверлениям в оси ротора и его корпусе. Литой алюминиевый корпус центробежного фильтра крепится к переднему торцу блока цилиндров тремя болтами. Между корпу­сом фильтра и фланцем на торце блока устанавливается паронитовая прокладка.

В корпус фильтра на ре­зьбе ввернута ось ротора, имеющая две обработанные шейки диаметром 16 мм. Ротор состоит из алюминие­вых корпуса и колпака,стя­нутых гайкой. Между корпу­сом и колпаком ротора в коль­цевую канавку на наружной поверхности корпуса ротора установлено уплотняющее ре­зиновое кольцо. Снаружи в корпус ротора ввернуты два сопла с диаметром отверстий 1,8 мм, а изнутри в отвер­стия бобышек сопел запрес­сованы заборные трубки. Кон­цы заборных трубок выведены в верхнюю часть ротора с на­клоном к его оси и отделены от общей полости ротора сет­кой, установленной под кол­паком ротора. В вертикаль­ном отверстии корпуса ротора запрессованы две бронзовые втулки, являющиеся подшипниками ротора. Втулки растачиваются после запрессов­ки в корпус до диаметра 16 мм. Ротор в сборе балансируется с высокой точностью (в пределах 2 см) и устанавливается на оси на упорном шарико­подшипнике. Осевое перемещение ротора в верхней части огра­ничивается упорной шайбой, закрепленной на оси с помощью специальной легкосъемной чеки.

Установленный на ось ротор в сборе закрывается колпаком, который фиксируется выступом в расточке корпуса фильтра. Между колпаком и корпусом фильтра устанавливается паронито­вая прокладка. Колпак крепится гайкой, навернутой на ось ротора. Под гайку устанавливается медная уплотнительная шайба.