Конструкция клапана
Основным устройством для очистки масла, поступающего к подшипникам двигателя, является двухсекционный фильтр грубой очистки, через который проходит все масло, подаваемое насосом в систему. Литой чугунный корпус фильтра имеет две полости, которые соединены каналами с отверстиями на привалочных фланцах. К блоку цилиндров фильтр крепится четырьмя болтами - по два на каждом фланце; привалочные плоскости уплотняются двумя паронитовыми прокладками.
Цилиндрическая часть корпуса имеет кольцевую проточку для фиксации колпака фильтра и центральное отверстие для центровки и уплотнения внутренней секции фильтрующего элемента. В специальное обработанное отверстие корпуса фильтра устанавливается перепускной клапан плунжерного типа, состоящий из плунжера, пружины и пробки. Между пробкой и пружиной клапана имеются регулировочные шайбы, обеспечивающие необходимую затяжку, пружины и определяющие давление начала открытия клапана.
В центральное резьбовое отверстие корпуса ввертывается стяжная шпилька. Для слива масла при промывке фильтра в корпусе предусмотрено отверстие, закрываемое резьбовой конической пробкой.
Фильтрующий элемент состоит из наружной и внутренней секций, каждая из которых имеет цилиндрический гофрированный каркас, обернутый каркасной сеткой с размером ячейки 4x4 мм и фильтрующей сеткой с размером ячейки 0,125x0,125 мм. Гофрированный каркас внутренней секции перфорирован по всей поверхности и имеет кольцо жесткости. Стыки сеток по образующей, а также соединение их с торцовыми крышками секций пропаиваются.
Днище каркаса и крышка наружной секции образуют полость, через которую профильтрованное масло поступает во внутреннюю полость внутренней секции. Секции вставляются одна в другую и фиксируются внутренней поверхностью каркаса наружной секции и специальными упорами на крышке внутренней секции. Секции уплотняются между собой специальным кольцом из маслостойкой резины.
Собранные секции устанавливаются на корпусе. Цилиндрический выступ на крышке внутренней секции элемента входит в расточку корпуса, а в отверстие в крышке наружной секции проходит стяжная шпилька, фиксирующая секции в вертикальном положении. Между крышкой внутренней секции и корпусом устанавливается резиновое уплотнительное кольцо. Фильтрующий элемент закрывается штампованным из листовой стали колпаком, который крепится специальной гайкой, навертываемой на стяжную шпильку.
Под гайку ставится уплотнительная медная шайба. Между фильтрующим элементом и колпаком устанавливается пружина, предотвращающая осевое смещение фильтрующего элемента и нарушение уплотнений между его секциями. Пружина закрепляется концевым витком на наружной поверхности гайки и при разборке фильтра удерживает гайку и прокладку на колпаке.
При работе двигателя масло подается насосом в полость под колпаком фильтра, проходит через сетки фильтрующих элементов, дальше - по каналам, образуемым гофрированным каркасом, через полость в крышках секций во внутреннюю полость малой секции и через каналы корпуса фильтра и блока цилиндров в центральный масляный канал двигателя. Масло, прошедшее через фильтрующую сетку внутренней секции, может поступать во внутреннюю ее полость также через отверстия в каркасе.