Притирка клапанов ЯМЗ
В случае нарушения герметичности клапаны нужно притереть к седлам. Притирка может осуществляться на специальном притирочном станке и при помощи ручной двухскоростной дрели с присосом.
Для притирки клапанов нужно использовать специальную притирочную пасту, состоящую из смеси карбида бора и дизельного масла или из шлифовального порошка, смешанного с веретенным маслом. Перед употреблением притирочную смесь следует тщательно перемешать, так как при отсутствии механического перемешивания микропорошок способен осаждаться.
Перед притиркой клапанов необходимо снять головки цилиндров с двигателя, очистить их от масла и нагара и снять клапаны, предварительно пометив их порядковыми номерами, чтобы при сборке все клапаны установить в те же гнезда, в которых они стояли.
Клапаны рекомендуется снимать с помощью приспособления, винт которого ввертывается в отверстие под болт крепления оси коромысла. Снятые клапаны и их седла нужно очистить от нагара и промыть в керосине.
Для притирки клапанов следует нанести на фаску клапана тонкий равномерный слой пасты, смазать стержень клапана чистым дизельным маслом и поставить его на место. Процесс притирки состоит из возвратно-вращательного движения клапана при помощи специального приспособления или дрели с присосом. При этом, слегка нажимая, нужно повернуть клапан на 1/3 оборота, затем в обратном направлении на оборота. Не допускается притирать клапаны круговыми движениями. Периодически поднимая клапан и нанося на фаску новые порции притирочной пасты, притирку продолжают до тех пор, пока на фасках клапана и седла на появится непрерывный матовый поясок шириной не менее 1,5 мм. Разрывы матовой полоски и наличие рисок на ней не допускается. После окончания притирки клапаны и седла промывают керосином и насухо вытирают. Затем клапаны и пружины устанавливают на свои места.
Качество притирки проверяют с помощью керосина, который заливают поочередно во впускные и выпускные окна на 3 мин; течь или просачивание керосина при повороте клапана на любой угол не допускается. Качество притирки можно проверить карандашом. Для этого поперек фаски притертого клапана мягким графитовым карандашом наносят через равные промежутки 15-20 черточек, после чего вставляют клапан в седло и, сильно нажимая, повертывают его на 1/3 оборота. Все черточки на рабочей фаске должны быть стерты. При неудовлетворительных результатах притирку повторяют.