Двигатель ЯМЗ

Регулировка клапанов ЯМЗ

Втулка клапана направляющая ЯМЗ
Втулка клапана направляющая ЯМЗ

Механизм привода клапанного механизма должен иметь зазоры для обеспечения герметичности посадки клапанов на их седла и компенсации теплового расширения деталей механизма привода клапанов при работе двигателя.

Величину зазора нужно регулировать правильно и с необходи­мой точностью, так как при слишком больших зазорах происходит нарушение фаз газораспределе­ния из-за недостаточного откры­тия клапанов, ухудшается на­полнение и очистка цилиндров, возрастают ударные нагрузки и износ деталей механизма газо­распределения.

При очень малых зазорах в результате нагрева или износа рабочих фасок клапанов и их седел не обеспечивается герме­тичность камеры сгорания из-за неплотного закрытия клапанов, двигатель теряет компрессию, перегревается и не развивает полной мощности. Кроме того, неполное закрытие клапанов неизбежно приведет к прогару рабочих фасок из-за прорыва горячих газов.

Величина зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регу­лируется в пределах 0,25-0,30 мм. Если после регулировки не­сколько раз провернуть коленчатый вал двигателя, то из-за воз­можного биения сопрягаемых деталей механизма привода клапанов величина зазоров может несколько измениться, но и в этом слу­чае она должна укладываться в пределы 0,20-0,35 мм.

В процессе эксплуатации двигателя допускается увеличение зазоров в клапанном механизме до 0,4 мм.

Зазоры необходимо регулировать на холодном двигателе или не ранее чем через 15 минут после его остановки.

Регулировку зазоров в клапанном механизме необходимо про­изводить в указанной ниже последовательности.
1. Выключить подачу топлива скобой регулятора.
2. Отвернуть гайки-барашки крепления крышек головок цилин­дров и снять обе крышки.
3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки бол­тов крепления осей коромысел; момент затяжки должен быть в пределах 12-15 кГм.
4. Проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке (если смот­реть со стороны вентилятора) ломиком, вставленным в отверстие в маховике, или ключом 32 мм за болт крепления шкива коленчатого вала и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью закроется, после чего провернуть коленчатый вал по ходу вращения еще на 1/4 оборота. Дополнительно про­вернуть вал очень важно, так как после этого толкатель полностью переместится на цилиндрическую часть профиля кулачка. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.
5. С помощью щупа проверить зазоры между коромыслами и торцами стержней впускного и выпускного клапанов первого цилин­дра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25-0,30 мм.
6. Для регулировки зазоров необходимо:
а) ослабить контргайку регулировочного винта на коромысле клапана, придерживая регулировочный винт отверткой;
б) вставить в зазор щуп толщиной 0,25 мм и, вращая регулиро­вочный винт отверткой, установить требуемый зазор;
в) придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и прове­рить величину зазора.
При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, щуп толщиной 0,30 мм - с усилием.
7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра нужно проворачивать коленчатый вал в направлении вра­щения до момента полного закрытия впускного клапана регулируе­мого цилиндра, после чего дополнительно провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота.
8. После регулировки зазоров пустить двигатель и при появле­нии стука клапанов остановить его и вновь проверить зазоры.
9. Поставить и закрепить крышки головок цилиндров и прове­рить состояние их прокладок. В местах прилегания крышек к голов­кам цилиндров масло не должно подтекать.

Регулировку зазоров клапанного механизма каж­дого цилиндра произвести, как указано выше.
Зазоры клапанного механизма рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров. При достаточном опыте работы с двигателем зазоры в клапанном механизме можно регулировать одновременно на нескольких цилин­драх.

У двигателя ЯМЗ-236 зазоры можно регулировать одновременно на двух цилиндрах; первом и четвертом, втором и пятом, третьем и шестом. Для регулировки зазоров в клапанном механизме первого и четвертого цилиндров нужно повернуть коленчатый вал в направ­лении вращения на 40° после совмещения метки 18 на маховике и стрелки на крышке картера маховика (или, что то же самое, метки 18 на крышке шестерен распределения и риски на шкиве коленчатого вала); при этом регулируемые клапаны должны быть закрыты, что легко проверить проворачиванием штанг указан­ных клапанов рукой. В этом положении коленчатого вала можно регулировать впускные и выпускные клапаны первого и четвертого цилиндра.

После регулировки зазоров в клапанном механизме первого и четвертого цилиндров повернуть коленчатый вал в направлении вращения на 240° и отрегулировать зазоры в клапанных механизмах второго и пятого цилиндров. Ввиду того что на маховике и крышке шестерен распределения имеется только одна метка, проворачивание коленчатого вала на определенное число градусов мож­но с достаточной точностью произ­водить по числу отверстий на ма­ховике: на наружной поверхности маховика находится 12 отверстий, следовательно, угол между двумя соседними отверстиями составляет 30°.

Аналогично на двигателе ЯМЗ-238 можно отрегулировать за­зоры в клапанном механизме одно­временно первого и пятого, чет­вертого и второго, шестого и тре­тьего, седьмого и восьмого ци­линдров. Порядок регулировки отличается от изложенного выше для двигателя ЯМЗ-236 тем, что после регулировки зазоров клапан­ного механизма в каждой паре цилиндров коленчатый вал нужно проворачивать по ходу вращения на 180°. Следует помнить, что в по­ложении для регулировки зазоров впускные и выпускные клапаны регулируемых цилиндров должны быть закрыты.