Урал

Лебедка для автомобиля Урал

Лебедка для автомобиля Урал
Лебедка для автомобиля Урал

Для преодоления труднопроходимых участков, самовытаскивания и вытаскивания автомобилей и других транспортных средств, а также для выполнения специальных работ часть автомобилей «Урал» оборудована лебедкой. Отбор мощности производится от раздаточной коробки через открытую карданную передачу.

Лебедка барабанного типа, с автоматическим ленточным тормозом, тросоукладчиком. Рабочая длина троса 65 м, диаметр - 17,5 мм. Выдается трос назад. Максимальное тяговое усилие на тросе ограничивается предохранительным штифтом, установленным на переднем карданном вале привода лебедки. Предохранительный штифт срезается при усилии на тросе 7000-9000 кгс.

Для увеличения тягового усилия или изменения направления троса к автомобилю прикладывается блок лебедки.
При эксплуатации запрещается использовать лебедку для длительного буксирования, не допускается отклонение троса от продольной оси автомобиля на углы более 15°. Во избежание перегрева редуктора лебедки при подтягивании более 3 раз подряд с использованием полной длины троса и максимальной или близкой к ней нагрузкой редуктор необходимо охлаждать до температуры, которую может выдержать рука при прикосновении к картеру редуктора. В начальный период эксплуатации нагрузка по возможности не должна превышать половины номинальной. Масса лебедки в сборе 380 кг.

Редуктор лебедки -глобоидный, с передаточным отношением, с верхним расположением червяка.
Для регулировки подшипников червяка и зацепления под крышками имеются регулировочные прокладки толщиной 0,25 и 0,10 мм.
Червячное колесо составное, бронзовый венец колеса приклепан к стальной ступице, имеющей эвольвентные шлицы. Для регулировки подшипников колеса и зацепления под крышками имеются регулировочные прокладки толщиной 0,25 и 0,10 мм.
В крышке редуктора имеется отверстие с пробкой для контроля уровня масла.
В верхней части картера расположено маслоналивное отверстие с пробкой, в нижней части - отверстие для слива масла, закрываемое крышкой.
Привод управления лебедкой - дистанционный, механический.
На червяке редуктора лебедки установлен автоматический ленточный тормоз, препятствующий самопроизвольному вращению барабана лебедки и разматыванию троса при выключенном сцеплении автомобиля и в случае среза предохранительного штифта.
При наматывании троса на барабан тормозной шкив, вращаясь, захватывает ленту тормоза и силой трения пружина тормоза сжимается, создавая тормозной момент на шкиве.

При разматывании троса с барабана, например, при срезе предохранительного штифта момент трения на тормозном шкиве автоматически увеличивается, так как лента самозатягивается силон трения, значительно большей и направленной в обратную сторону, чем при намотке троса.
Для правильной укладки троса на барабан лебедка оборудована тросоукладчиком.
При укладке троса на барабан корпус держателя направляющих роликов с роликами совершает возвратно-поступательное движение вдоль ходового винта, имеющего правую и левую нарезку. При вращении ходового винта сухарь скользит, перемещая корпус.
Ходовой винт приводится во вращение цепной передачей от вала барабана лебедки. Для натяжения цепи имеются регулировочные прокладки. Для предохранения троса сзади тросоукладчика на поперечине установлен горизонтальный ролик вращающийся в кронштейнах на полиамидных втулках.

Для включения лебедки необходимо:

  • установить рычаги раздаточной коробки и коробки передач в нейтральное положение;
  • пользуясь ключом на 30 мм, поставить рычаг подвижной муфты в верхнее (включенное) положение при принудительной выдаче троса. При ручной размотке троса рычаг подвижной муфты должен находиться в нижнем (выключенном) положении;
  • включить коробку дополнительного отбора мощности, первую или вторую передачу в коробке передач и выдать трос на необходимую длину. Слабину троса выбирать вручную, не допуская схода троса с барабана. Перед началом подтягивания на барабане должно быть не менее 3-4 витков;
  • включить передачу заднего хода для подтягивания груза;
  • при самовытаскивании автомобиля включить понижающую передачу в раздаточной коробке и передачу заднего хода в коробке передач.

Частоту вращения коленчатого вала двигателя следует увеличивать плавно во избежание среза предохранительного штифта.

Техническое обслуживание лебедки автомобиля Урал

Уход за лебедкой заключается в регулярной смазке, проверке качества уплотнений, наблюдении за состоянием троса.
Трос протирать и смазывать жидким маслом. Уровень масла в редукторе лебедки проверяют через закрываемое пробкой контрольное отверстие на картере редуктора. Периодически очищать от грязи лебедку, ходовой винт и цепь тросоукладчика покрывать соответствующей смазкой после каждого пользования, проверять все крепление лебедки. Перед пользованием лебедкой проверить крепление троса в коуше и состояние крюка блока лебедки.

Ремонт лебедки автомобиля Урал

Для снятия лебедки с автомобиля необходимо:

  • смотать трос с барабана, отвернуть винты крепления штепсельной розетки на задней поперечине рамы, вынуть розетку и отсоединить от нее провода;
  • отсоединить воздухопровод от разобщительного крана, предварительно выпустив воздух из воздушных баллонов, снять кронштейн вместе с соединительной головкой;
  • отсоединить трубку герметизации редуктора, снять заднюю поперечину рамы, отвернуть болты правого и левого кронштейнов горизонтального направляющего ролика, снять ролик в сборе с кронштейнами;
  • расшплинтовать и вынуть палец и, отвернув болты, снять кронштейн в сборе;
  • вывернуть наконечник у рычага, снять поперечину в сборе с буксирным прибором, крышку люка и уплотнительную прокладку, слить масло из картера редуктора;
  • отвернуть стяжной болт и снять рычаг включения с вала вилки. Удалить шпонку;
  • отвернуть контргайку и гайку наконечника ленты тормоза, снять шайбу, пружину, обжимную муфту и шайбу. Вывести наконечник из отверстия в лонжероне;
  • отвернуть болты крепления карданного вала к фланцу лебедки;
  • отвернуть болты и снять нижний отбойник троса, установить под лебедку подставку и подложить деревянные подкладки;
  • отвернуть болты крепления поперечины подвески лебедки, затем поочередно болты крепления правого кронштейна тросоукладчика и болты кронштейна вала барабана. Убедившись, что лебедка лежит надежно, осторожно откатить подставку.

Для разборки лебедки необходимо:

  • снять верхний отбойник троса, поперечину подвески лебедки, удалить шплинты замочного звена, разъединить цепь и снять ее со звездочек;
  • отвернуть болты левого и правого кронштейнов тросоукладчика, снять тросоукладчик, снять крышку наружного подшипника вала барабана, уплотнительную прокладку и пакет регулировочных прокладок;
  • отогнуть с граней болтов края стопорной пластины, отвернуть болты, снять стопорную пластину и упорную шайбу;
  • универсальным съемником спрессовать редуктор с вала барабана;
  • отогнуть усик стопорной шайбы, отвернуть гайку, снять стопорную шайбу и спрессовать кронштейн вместе с ведущей звездочкой и упорной шайбой;
  • удалить шпонку звездочки, выпрессовать вал в сторону шлицевого конца;
  • отвернуть болты, выпрессовать опорный фланец, подшипник из кронштейна.

Разборка редуктора. Для разборки редуктора необходимо:

  • снять крышку подшипника в сборе с сальником, выпрессовать из крышки манжет, снять пакет регулировочных прокладок и уплотнительную прокладку;
  • снять крышку редуктора и уплотнительную прокладку, выпрессовать из крышки наружную обойму подшипника, вынуть подшипник и опорную шайбу муфты;
  • расшплинтовать и отвернуть болты крепления вилки муфты, вынуть шток, вилку, муфту и сухари из вилки;
  • вынуть неподвижную муфту и червячное колесо, опорную шайбу, подшипник, снять шайбу и универсальным съемником, спрессовать фланец;
  • снять крышку, пакет регулировочных прокладок, уплотнительную прокладку и выпрессовать из крышки манжет;
  • отвернуть гайку, снять стопорную шайбу, спрессовать съемником шкив тормоза лебедки и удалить шпонку;
  • снять крышку, пакет регулировочных прокладок, уплотнительную прокладку и прокладку упорного подшипника;
  • ударами молотка по валу червяка через медную выколотку со стороны привода выпрессовать червяк в сборе с подшипниками и вынуть его из картера;
  • снять с червяка упорны, подшипник, спрессовать съемником подшипник вместе с опорной шайбой, со стороны шлицевого конца червяка снять распорную втулку и съемником спрессовать подшипник;
  • вынуть из картера сальники и уплотнительное кольцо штока.

 

Разборка тросоукладчика. Для разборки тросоукладчика необходимо:

  • снять ленту тормоза, отвернуть гайку, снять шайбу, универсальным съемником спрессовать ведомую звездочку и удалить шпонку;
  • снять опорную крышку и вынуть сухарь;
  • отвернуть гайку, снять шайбу и вывернуть верхний и нижний направляющие валики, не допуская перекоса подшипников на опорных шейках ходового винта;
  • снять с ходового винта поочередно правый и левый кронштейны в сборе с подшипниками;
  • вынуть направляющие валики из корпуса и снять его в сборе с роликами;
  • снять стопорную пластину, вынуть пальцы и через окно в держателе вынуть направляющие ролики;
  • выпрессовать втулки из направляющих роликов, отвернуть винты крепления крышки на левом кронштейне;
  • снять крышку, уплотнительную прокладку, уплотнительное кольцо, выпрессовать подшипник и вынуть уплотнительное кольцо. Аналогично разобрать правый кронштейн.

После разборки детали промыть, продуть сжатым воздухом и осмотреть для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин и рисок на привалочных поверхностях, повреждения гнезд подшипников, разрушения витков ходового винта и поломки сухарей, трещин на картере и крышках, повреждения рабочей кромки сальников, сколов, выкрашиваний, задиров на зубьях червяка и колеса, выкрашиваний и следов прижогов на рабочих поверхностях подшипников, износа шеек под подшипники и сальники, разрушения барабана, износа отверстий корпуса держателя направляющих роликов под ходовой винт и направляющие валы, трещин и повреждений крюка. Поврежденные детали заменить новыми. Трос заменяют при наличии обрыва более семи проволочек на шаге свивки.

Сборка и регулировка лебедки. Установить в картер редуктора червяк с подшипниками, прокладками и другими деталями узла. Между поверхностями упорного подшипника и гнезда крышки установить паронитовую прокладку толщиной 0,4 мм. Подшипники червяка отрегулировать прокладками, устанавливаемыми под крышки, так, чтобы крутящий момент, необходимый для провертывания червяка без червячного колеса, составлял 0,10-0,25 кгс-м. Набор регулировочных прокладок по толщине под задней и передней крышками после регулировки должен быть приблизительно одинаковым, что облегчает последующую регулировку зацепления червячной пары. Собрать червячное колесо с валом барабана, неподвижной и подвижной муфтами, подшипниками, опорными шайбами. После затяжки болтов крепления стопорной пластины подшипника червячное колесо должно вращаться на неподвижной муфте. Скользящая муфта лебедки должна свободно, без заеданий, перемещаться по шлицам неподвижной муфты и ступицы червячного колеса.

Установить вал барабана с червячным колесом в картере редуктора, поставить вилку включения барабана лебедки со штоком, закрепить на штоке рычаг включения. Болты крепления вилки на штоке затянуть до отказа и зашплинтовать проволокой крест-накрест. Установить крышки с прокладками. Роликоподшипники вала барабана отрегулировать прокладками, устанавливаемыми под крышки подшипников. Крутящий момент для проворачивания червячного колеса вместе с червяком должен быть 0,3-0,6 кгс-м. Набор регулировочных прокладок по толщине под крышками подшипников после регулировки должен быть приблизительно одинаковым, что также облегчает последующую регулировку зацепления червячной пары.

После окончательной регулировки подшипников червяка и колеса отрегулировать червячную пару. Правильность зацепления червячной пары проверяют на краску по пятну контакта. В правильно отрегулированной паре пятно контакта на рабочей поверхности зуба колеса без нагрузки должно располагаться в середине зуба, по ширине быть не менее 5 мм и по высоте не менее 2/з высоты зуба колеса. Боковой зазор в паре должен быть 0,2-0,5 мм. Допускается сдвиг оси симметрии пятна контакта в сторону захода витка не более 5 мм.

Контакт витка червяка на входе и выходе недопустим. Для червяка и колеса, бывших в эксплуатации, допускается увеличение площади контакта.
Изменение расположения пятна контакта по высоте зуба колеса достигается перемещением червяка в осевом направлении с помощью регулировочных прокладок под крышками, при этом суммарная толщина прокладок с обеих сторон должна сохраняться, чтобы не нарушалась регулировка подшипников червяка. Смещение пятна контакта по ширине зуба колеса достигается осевым перемещением червячного колеса также с помощью регулировочных прокладок под крышками подшипников, при этом суммарная толщина прокладок должна сохраняться, чтобы не нарушалась регулировка подшипников колеса.
После регулировки редуктора установить муфту привода лебедки и шкив тормоза. Момент затяжки гайки муфты не менее 14 кгс-м, гайки шкива 7-10 кгс/м.
Установить барабан, кронштейн, распорную втулку, шайбу и ведущую звездочку. Гайку крепления ведущей звездочки завернуть до отказа и застопорить, отогнув выступы шайбы в прорезь гайки. Момент затяжки гайки 7-10 кгс-м.

Собрать ходовой винт с корпусом держателей направляющих роликов, подшипниками, кронштейнами и ведомой звездочкой. Гайку крепления звездочки застопорить шайбой. Момент затяжки гайки 7-10 кгс-м. Проверить свободу перемещения (без заеданий) корпуса держателя по направляющим вдоль ходового винта, легкость вращения направляющих роликов на пальцах. Проверить, нет ли осевого люфта в подшипниках ходового винта.
Подсобранный тросоукладчик прикрепить к картеру редуктора. Корпус держателя направляющих роликов переместить в крайнее правое положение. Ходовой винт повернуть в положение, когда начало прямого участка паза, соединяющего правую и левую нарезку, станет против окна для сухаря на корпусе держателя направляющих роликов, вставить сухарь и зафиксировать его крышкой. Повернуть барабан так, чтобы скоба крепления троса находилась в верхнем положении.
Надеть цепь, предварительно смазанную графитной смазкой, и отрегулировать ее натяжение прокладками под левым и правым кронштейнами; прогиб цепи 3-10 мм. Непараллельность барабана и ходового винта должна быть не более 1 мм.

Закрепить ленту тормоза на кронштейне тросоукладчика, установить поперечину лебедки, крышку сливного лючка и ввернуть пробку наливного отверстия и контрольную. Редуктор проверить на герметичность давлением воздуха 0,3 кгс/см2. Падение давления воздуха допускается не более 0,15 кгс/см2 в течение 2 мин.
Закрепить трос на барабане скобой, предварительно протерев и смазав его жидкой смазкой. Для ровной укладки витков при наматывании усилие натяжения троса должно быть не менее 2000 кгс. На пятом слое допускается набегание витка на виток. Установить отбойники тросов.
Лебедку в сборе установить на автомобиль, закрепить второй конец ленты автоматического тормоза на лонжероне, установить на раме наконечник включения лебедки с тягой и кронштейном, навернуть наконечник на рычаг и присоединить к вилке тяги.

Автоматический тормоз регулировать при работе лебедки на режиме подтягивания с выключенной муфтой барабана. Тормоз не должен нагреваться в течение 1-3 мин выше температуры, которую может выдержать рука; при большем нагреве гайку и контргайку крепления ленты тормоза отвернуть на два-три оборота.