Урал

Стартер СТ

Стартер Зил СТ-2А
Стартер Зил СТ-2А

Пуск двигателя ЗИЛ-375 осуществляется с помощью стартера СТ2, а двигателя ЗИЛ-375Я4 — стартером СТ130.
Стартер СТ2 герметизирован резиновыми уплотнителями и установкой металлического колпака со стороны коллектора, а стартер СТ130 — пылебрызгозащищенный.
Стартеры представляют собой электродвигатели постоянного тока последовательного возбуждения. Включение стартеров дистанционное, через вспомогательные реле. Посадочные места и подсоединительные размеры стартеров одинаковые.
Продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двигателя автомобиля Урал не должна превышать 10 с. Если двигатель не пустился, через 30-40 с повторить пуск. После трех-четырех неудавшихся попыток проверить систему питания и зажигания и устранить неисправность.
Как только двигатель начнет работать, немедленно отпустить кнопку стартера, так как муфта свободного хода привода стартера не рассчитана на длительную работу.
Запрещается включать стартер при работающем двигателе и прокручивать трансмиссию стартером.
Вспомогательное электромагнитное реле РС502 служит для включения тягового реле стартера.
Технические данные реле РС502:
Номинальное напряжение – 12 В.
Напряжение включения – 9 В.
Напряжение выключения 3-4 В.
Сопротивление обмотки – 30 Ом.
У реле зазор между зачищенными контактами должен быть не менее 0,4 мм, регулируют подгибом ограничителя. Зазор между якорем и сердечником катушки при замкнутых контактах должен быть не менее 0,2 мм. Напряжение включения регулируют увеличением или уменьшением натяжения пружины, которое обеспечивается подгибанием хвостовика держателя.

Техническое обслуживание стартера  СТ

При техническом обслуживании необходимо проверить состояние коллекторно-щеточного узла и контакты реле. При загрязнении или подгаре поверхность коллектора протереть тряпкой, смоченной в бензине, или прочистить мелкозернистой стеклянной шкуркой.
Щетки должны свободно, без заеданий, перемещаться в щеткодержателях. Щетки заменять, если они износились по высоте до 7 мм. Усилие щеточных пружин проверять динамометром.
Проверка состояния контактов реле, величины осевого люфта якоря стартера и вылета шестерни привода стартера должна проводиться в мастерской, располагающей всеми необходимыми инструментами и измерительными приборами.

Ремонт стартера  СТ

Разборка. Стартер, подлежащий ремонту, очистить от грязи и разобрать в следующей последовательности:

  • для снятия тягового реле у стартера СТ130 снять крышку тягового реле, расшплинтовать палец серьги сердечника реле и вынуть его, снять прокладку крышки, защитную пластину и резиновую прокладку силового реле, отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть болты крепления;
  • для снятия тягового реле у стартера СТ2 отсоединить выводной провод обмоток стартера и перемычку, отвернуть винты крепления тягового реле к крышке со стороны привода, отсоединить серьгу регулировочного винта от рычага привода, при необходимости разобрать тяговое реле;
  • снять защитную ленту (СИЗО) или защитный колпак (СТ2), отсоединить провода щеток, вынуть щетки из щеткодержателей, вывернуть стяжные болты и снять крышку со стороны коллектора и корпус стартера;
  • вынуть ось рычага привода, снять рычаг, отвернуть винты крепления промежуточного подшипника к крышке со стороны привода и вынуть якорь вместе с приводом и регулировочными шайбами;
  • снять регулировочные шайбы, сдвинуть упорную втулку в сторону шестерни, снять пружинное кольцо, которое находится под упорной втулкой;
  • снять упорное кольцо, привод и промежуточный подшипник.

При необходимости разобрать привод, для чего: снять первое стопорное кольцо с направляющей втулки, упорную шайб, малую пружину, первую половину поводковой муфты, второе стопорное кольцо, вторую половину поводковой муфты привода, конусную пружину и упорную шайбу пружины.
Контроль деталей. После разборки детали и узлы стартера тщательно очистить от грязи и проверить.
Проверить, нет ли межвитковых замыканий обмоток якоря, катушек возбуждения, замыкания на массу изолированных щеткодержателей, обмоток катушек возбуждения и якоря.

Допустимый износ цапф вала якоря 0,05 мм, взаимное биение цапф не более 0,1 мм. Зазор между втулками и валом якоря допускается не более 0,15 мм. Минимально допустимый диаметр коллектора после проточки 37,3 мм, биение коллектора относительно цапф вала более 0,05 мм недопустимо.
При износе отверстий втулок в крышках и промежуточном подшипнике более 0,02 мм их необходимо заменить новыми. Диаметры отверстий новых втулок после запрессовки и развертки с шероховатостью поверхности Ra 0,63 мкм должны быть: в крышке со стороны коллектора 16,20-16,24 мм; в промежуточном подшипнике 19,07-19,21 мм; в крышке со стороны привода 12,500-12,535 мм.

Перед запрессовкой новых медно-графитовых втулок их необходимо просушить в течение 1 ч при 100-150° С, а затем пропитать в машинном масле при 180-200° С в течение 2 ч.

Привод стартера осмотреть снаружи и проверить на отсутствие пробуксовки. Привод должен свободно, без заеданий, перемещаться по шлицевой части вала. При износе отверстия втулок привода более 0,03 мм их необходимо заменить. Диаметр отверстия новых втулок после запрессовки и развертки должен быть 14,00 мм, а шероховатость поверхности Ra 0,63 мкм.

При удержании якоря шестерня привода должна свободно вращаться по часовой стрелке. Против часовой стрелки шестерня должна вращаться только вместе с якорем. Проверку муфты на пробуксовку проводят при испытании стартера на полное торможение.
Проверить с помощью омметра сопротивление, которое должно быть: для втягивающей обмотки 0,33+0,01, а для удерживающей- 1,00+0,03 Ом. В случае неисправности обмоток реле у стартера СТ2 заменить катушку, а у стартера СИЗО — тяговое реле.

Выводные болты зачистить, а при сильном выгорании повернуть их на 180°. При сильном износе контактного диска повернуть его неизношенной стороной к контактам.
Сборка стартера. Перед сборкой смазать подшипники, цапфы и шлицевую часть вала маслом для двигателя, а резиновые уплотнительные кольца (СТ2) — тормозной жидкостью. Резиновые прокладки и кольца заменять после каждой разборки.
Стартер собирают в порядке, обратном разборке.

Осевой люфт якоря стартера допускается не более 1 мм. Эта величина устанавливается регулировочными шайбами. Зазор между шестерней и упорным кольцом при полностью втянутом якоре реле и выбранном люфте привода должен быть 2,5±1,0 мм. Регулировать зазор в следующем порядке:

  • на стартере СТ2 снять реле вместе с якорем и серьгой, а на стартере СИЗО снять защитный кожух рычага и отсоединить серьгу регулировочного винта якоря от рычага привода;
  • завертывая или вывертывая регулировочный винт якоря реле, довести зазор до требуемой величины. Следует иметь в виду, что один оборот регулировочного винта соответствует передвижению шестерни на 1,7 мм.

Окончательную регулировку вылета шестерни проверять при включенном тяговом реле. Для этого присоединить плюсовой зажим аккумуляторной батареи к зажиму обмоток реле, а минусовой зажим — к корпусу (массе) стартера.

  • После регулировки стартер СТ2 проверить на герметичность следующим образом:
  • на крышку стартера со стороны его привода надеть стакан со штуцером для подвода воздуха;
  • стартер погрузить в пресную воду комнатной температуры на глубину 50-100 мм;

внутри стартера создать избыточное давление воздуха 0,1- 0,2 кгс/см2. Испытание проводить в течение 5 мин.

Стартер считается выдержавшим испытание на герметичность, если в течение 3 мин отсутствует выделение пузырьков воздуха из одного и того же места реле и стартера.
После сборки и регулировки проверить работу стартера на контрольно-испытательном стенде.
При включении стартера привод должен перемещаться по шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины.

Исправность стартера, правильность его сборки и регулировки определяют проверкой на холостом ходу и при полном торможении. В процессе испытаний стартера на холостом ходу проверяют частоту вращения якоря, величину потребляемого тока. Если ток, потребляемый стартером, не соответствует данным технической характеристики, а частота вращения якоря уменьшена, это свидетельствует о наличии перекосов, задевании или неравномерных зазорах между якорем и полюсными сердечниками.

Причиной уменьшения силы тока и частоты вращения якоря может быть плохое соединение контактов электрической цепи стартера или слабый прижим щеток и коллектору. Чрезмерно большой силы ток и малая частота вращения якоря указывают на короткое замыкание в электрической цепи стартера или на неправильную установку щеток (положительные щетки поставлены на место отрицательных).
При проверке стартера при полностью заторможенном якоре стартера определяют потребляемый ток и величину тормозного момента, развиваемого стартером.

Во избежание перегрева стартера испытание проводится в течение короткого времени.