Поршень двигателя ЯМЗ-236, 238
Поршень изготовлен из высококремнистого алюминиевого сплава и имеет сложную геометрическую форму. В сочетании с принятым материалом это позволило обеспечить надежность работы поршней при сравнительно малых для дизелей зазорах между юбкой поршня и гильзой, равных 0,19-0,21 мм. Для обеспечения указанного оптимального зазора поршни по наибольшему размеру овальной поверхности юбки и гильзы цилиндров по внутреннему диаметру разбиваются на четыре размерные группы, обозначаемые клеймами А, АА, ААА, АААА на днищах поршней и верхних торцах гильз.
Каждый цилиндр двигателя при сборке комплектуется поршнем и гильзой одной размерной группы.
Поршни разбиваются на размерные группы по диаметру юбки на расстоянии 153 мм от днища поршня. Разность большего и меньшего диаметров юбки в этом сечении составляет 0,02 мм.
Для улучшения приработки поршня к гильзе поверхность юбки поршня покрыта слоем олова толщиной 0,003-0,006 мм.
В толстостенном днище поршня расположена открытая тороидальная камера сгорания. Внутренняя форма поршня обеспечивает равномерное распределение тепла от днища к юбке поршня.
По нижней кромке юбки имеются боковые выемки, чтобы противовесы коленчатого вала не задевали поршня.
На наружной поверхности поршень имеет пять канавок для поршневых колец. Три верхние канавки, имеющие сечение прямоугольной трапеции, предназначены для установки компрессионных колец, и две канавки: одна выше поршневого пальца, вторая - в нижней части юбки - для установки маслосъемных.
По окружности канавок под маслосъемные кольца имеется 26 отверстий диаметром 4 мм для отвода масла, снимаемого кольцами с поверхности цилиндра. На двигателях старого выпуска канавка под третье компрессионное кольцо выполнялась прямоугольного сечения. Внутри поршня имеются две бобышки с отверстиями диаметром 50 мм под поршневой палец. Кольцевые канавки на поверхностях отверстий под поршневой палец служат для установки стопорных колец, ограничивающих осевое перемещение поршневого пальца.
По посадке поршневого пальца в поршень и верхнюю головку шатуна двигатели старого выпуска (до второй половины 1966 года) имели три размерные группы, обозначаемые клеймами Б, ББ, БББ. Клеймо ставилось на днище поршня, фаску отверстия поршневого пальца и крышку шатуна. Поршень, шатун и палец комплектовались из одной размерной группы. Начиная со второй половины 1966 года, с достижением достаточной точности обработки, разбивка указанных деталей на размерные группы по посадке пальца снята.
Масса (вес) обработанного поршня должна быть 2780 ± 10 грамм. Подгонка поршней по весу производится за счет снятия металла с внутренней утолщенной нижней части юбки.
При существовавшей до февраля 1967 года технологии отливки поршней для обеспечения достаточной прочности перемычек между кольцами поршни разделялись на правый (с меткой ПР) и левый (с меткой ЛВ). Метки выбивалось на днище поршня. Поршни с метками ПР рекомендовалось устанавливать на правый ряд цилиндров, а с меткой ЛВ - на левый. С февраля 1967 года поршни стали взаимозаменяемыми.
Поршневой палец - пустотелый, плавающего типа, служит для соединения поршня с шатуном.
Палец изготовляется из стали 12ХНЗА. Наружная поверхность пальца цементуется на глубину 1,0-1,4 мм и подвергается закалке и отпуску до твердости НКС 56-65. Наружный диаметр пальца равен 50 мм.
Поршневые пальцы старых выпусков по наружному диаметру разбивались на три размерные группы, обозначенные буквами Б, ББ, БББ; двигатели последних выпусков такой разбивки не имеют.
Осевое перемещение пальца ограничивается стопорными кольцами, устанавливаемыми в специальные канавки в бобышках поршня.