Урал

Рулевое управление Урал

Рулевое управление Урал
Рулевое управление Урал

Рулевой механизм автомобиля Урал состоит из червяка и червячного сектора со спиральными зубьями. Сектор выполнен как одно целое с валом и смонтирован на двух подшипниках, запрессованных в картер. Рулевая сошка соединена с концом вала сектора посредством конического шлицевого соединения. Другой конец вала упирается в боковую крышку картера через регулировочные шайбы.

При повороте рулевого колеса за счет реактивных усилий, возникающих в паре червяк-сектор, происходит осевое перемещение червяка и вала с золотником. Необходимое осевое перемещение вала рулевого механизма обеспечивается конструкцией подшипников. Прогибы вала червяка и сектора ограничены упорным штифтом, установленным в картере рулевого механизма, и штифтом — в крышке картера.

Распределительное устройство золотникового типа. Золотник имеет четыре рабочих кромки. Для устойчивой работы гидравлического усилителя рулевого управления на двух центральных рабочих кромках золотника выполнены лыски. Нейтральное положение золотника обеспечивается реактивными пружинами и плунжерами.
При прямолинейном движении автомобиля золотник распределительного устройства находится в нейтральном положении. При этом масло из насоса поступает в корпус золотника и через зазоры между корпусом и золотником по сливному шлангу поступает в бачок. В этом случае полости цилиндра гидроусилителя находятся под одинаковым давлением и поршень остается неподвижным.

При повороте рулевого колеса золотник перемещается в осевом направлении относительно корпуса (положения II и III) и одна полость цилиндра гидроусилителя соединяется с линией высокого давления, а другая — с линией слива. Вследствие этого шток гидроусилителя будет перемещаться до тех пор, пока не прекратится вращение рулевого колеса и пока золотник под действием жидкости и реактивных пружин не установится в нейтральное положение.
В корпусе золотника предусмотрен обратный клапан, соединяющий обе полости цилиндра гидроусилителя при неработающем насосе. В этом случае рулевое управление автомобиля работает как обычный рулевой механизм.

Рулевое колесо гайкой и шпонкой крепится на валу. Вал рулевого колеса вращается на двух подшипниках в корпусе, который закреплен в кабине автомобиля посредством кронштейна.
Карданный вал соединяется с валом рулевого механизма скользящей вилкой.
Насос гидроусилителя рулевого управления лопастного типа, двойного действия.
Ротор имеет пазы, в которых перемещаются лопасти. Ротор установлен на шлицах вала, что обеспечивает возможность взаимного осевого перемещения ротора и вала. При вращении вала насоса лопасти прижимаются к криволинейной поверхности статора под действием центробежной силы и давления масла под ними. В полостях всасывания масло попадает в пространство между лопастями, а затем при повороте ротора вытесняется в полости нагнетания.
Торцевые поверхности корпуса и распределительного диска тщательно притерты. Наличие на них, а также на роторе, статоре и лопастях забоин и заусенцев недопустимо.

На насосе установлен бачок для рабочей жидкости, закрывающийся крышкой. В крышку ввернут предохранительный клапан для ограничения давления. Для очистки масла, заливаемого в насос, в бачке установлен фильтр.
Все масло, возвращающееся из гидравлической системы в насос, проходит через сетчатый фильтр. Кроме того, на период обкатки на фильтр устанавливают и крепят пружинами батистовый фильтр. По окончании обкатки батистовый фильтр вместе с пружинами должен быть снят. На случай засорения фильтра имеется клапан. Засорение фильтра приводит к вспениванию жидкости и вследствие этого к неправильной и шумной работе насоса.
Для предотвращения шума и повышенного износа насоса при большой частоте вращения вала служит коллектор, внутренний канал которого соединен с полостью бачка.

В крышке насоса расположены два клапана: перепускной клапан ограничивает количество масла, подаваемого насосом в гидросистему при повышении частоты вращения коленчатого вала двигателя; предохранительный клапан, помещенный внутри перепускного, ограничивает давление масла в системе, открываясь при давлении 65-70 кгс/см2.
Рулевые тяги-продольная и поперечная, регулируемые по длине. Шарниры в процессе эксплуатации регулировок не требуют, детали шарниров рулевых тяг и шарниры гидроусилителя унифицированы между собой.
Гидроусилитель рулевого управления крепится к правому лонжерону рамы и поворотному рычагу управляемых колес. Шток уплотняется резиновым кольцом и тремя шевронными манжетами, которые через кольцо крепятся гайкой.
Гидравлический подъемник одностороннего действия, работающий от насоса гидроусилителя рулевого управления и служащий для подъема запасного колеса в транспортное положение, управляется краном.

Опустить конец сливного шланга в резервуар для сбора отработавшего масла (во избежание попадания масла на узлы автомобиля желательно нарастить сливной шланг), вывернуть из крышки бачка гидронасоса предохранительный клапан, а вместо него ввернуть переходный штуцер;
взять воздушный шланг из комплекта инструмента и принадлежностей и присоединить один конец к переходному штуцеру, а другой — к крану отбора воздуха, открыть кран отбора воздуха и подавать воздух в бачок до выхода основной массы масла через сливной шланг;
вынуть заглушку из патрубка сливного шланга и подсоединить сливной шланг к бачку, не затягивая стяжной хомут;
отсоединить задний шланг гидроусилителя от штуцера на раме автомобиля и слить масло из задней полости гидроусилителя, для чего повернуть передние колеса влево до упора, затем вправо до упора и подсоединить задний шланг гидроусилителя к штуцеру на раме;
снять крышку бачка гидронасоса и сетку заливного фильтра, вынуть и промыть сливной сетчатый фильтр, вынуть и очистить магнит, удалить из бачка остатки грязного масла, установить на место сливной сетчатый фильтр и магнит и залить в бачок через воронку с сеткой 2 л чистого масла;
пустить двигатель на режиме холостого хода, повернуть рулевое колесо в обе стороны до упора (2-3 раза), а затем колесо оставить в крайнем правом положении и долить в бачок 1,5 л чистого масла;
поднять и опустить 2-3 раза запасное колесо, накачать воздух в воздушные баллоны до максимального давления, остановить двигатель и слить масло из системы, как было указано выше;
установить на место предохранительный клапан, закрепить сливной шланг и шланг гидроусилителя и залить в бачок 2 л чистого масла;
при работе двигателя на режиме холостого хода удалить воздух из гидросистемы вращением рулевого колеса до упора в обе стороны до прекращения выделения пузырьков воздуха в бачке, после чего долить 1,5 л чистого масла, поднять запасное колесо и закрепить в транспортном положении;
остановить двигатель, проверить уровень масла в бачке и при необходимости долить, промыть крышку бачка, сетку заливного фильтра и установить их на место.
Для регулировки схождения колес необходимо:
установить автомобиль на ровной горизонтальной площадке при положении колес для движения по прямой;
замерить расстояние между бортами ободьев колес в задней части на уровне центра колес и отметить места замеров на ободьях;
перекатить автомобиль на пол-оборота колес так, чтобы отмеченные точки оказались впереди на той же высоте, и замерить расстояние между ними. Разность размеров должна быть 3-8 мм для автомобилей с колесной формулой 6X6 или 3-5 мм для автомобилей с колесной формулой 6X4;
отсоединить продольную рулевую тягу и гидроусилитель рулевого управления от поворотных рычагов переднего моста. Схождение колес регулировать вращением трубы поперечной тяги при отпущенных болтах наконечников;
при положении колес для движения по прямой установить сошку на валу сектора в среднее положение (вертикально вниз), завернуть до отказа упорные болты;
подняв домкратом передний мост автомобиля, установить колесо на соответствующий угол, вывернув упорный болт до упора в шаровую опору;
соединить продольную тягу с рулевой сошкой, а шток гидроусилителя с правым поворотным рычагом. При необходимости отрегулировать длину тяги и штока вращением наконечников, затянуть стяжные болты;
повернуть колеса в противоположную сторону, установить колесо на соответствующий угол, вывернуть болт до упора и законтрить гайками упорные болты.
Регулировка рулевого механизма. Правильность регулировки осевого зазора в червячной паре оценивается по величине осевого перемещения вала сектора. При правильной регулировке зацепления осевое перемещение вала червячного сектора,
замеренное индикатором, должно быть 0,25-0,60 мм для крайних положений и 0,00- 0,03 мм — для среднего положения. Если осевой зазор в зацеплении червяка с сектором больше допустимого, необходимо подобрать большую толщину комплекта регулировочных шайб.