Колеса и шины Урал
На всех автомобилях Урал применяется односкатная ошиновка, которая обеспечивает достаточно высокую проходимость не только на полноприводных моделях, но и на автомобилях с колесной формулой 6X4.
У колеса 254Г-508 к замочной части полуглубокого обода приварен кронштейн крепления колесного крана, который служит также ограничителем от проворота замочного кольца. В комплект деталей колеса входит резиновый уплотнитель вентильного паза, который надевается на вентиль камеры и предотвращает попадание грязи внутрь шины. Посадка бортов шины осуществляется по тороидальным поверхностям посадочных полок обода колеса с гарантированным натягом, что обеспечивает нормальную работу шины без проворота при сниженном давлении воздуха.
Демонтаж и монтаж колеса 254Г-508 с шиной 14,00-20 автомобиля Урал
Демонтаж колеса. Полностью выпустить воздух из шины и отсоединить вентиль от колесного крана положить колесо замочной частью вверх на помост или чистую горизонтальную площадку.
Для снятия бортов шины с посадочных полок обода необходимо изогнутый крюкообразный конец монтажной лопатки вставить между бортовым кольцом и фланцем обода в демонтажный паз, отжать монтажной лопаткой бортовое кольцо вниз, а в образовавшийся зазор вставить плоский конец второй лопатки и освободить первую лопатку.
Последовательно продвигаясь по окружности обода, вставляя плоские концы обеих лопаток в образуемый зазор и осаживая бортовое кольцо совместно с бортом шин вниз, снять борт с посадочной полки обода.
Демонтировать замочное и бортовое кольца.
Демонтировать борт шины, для чего:
- встать на участок борта шины, противоположный вентильному пазу, и осадить борт в монтажный ручей обода;
- в зоне вентильного паза завести плоские концы обеих лопаток на расстояние 150-200 мм друг от друга между посадочными поверхностями шины и обода так, чтобы они надежно зацепились за внутреннюю часть борта шины;
- прикладывая усилия к монтажным лопаткам, отжать борт вверх, перетянув борт через кромку обода;
- удерживая демонтированную часть одной лопаткой, освободить другую и завести ее плоский конец между посадочными поверхностями обода и шины на расстояние 70-100 мм от места перехода борта шины через кромку обода. Повторяя операцию, полностью демонтировать борт шины.
Поставить колесо в вертикальное положение, расположив вентиль внизу, утопить вентиль с уплотнителем внутрь шины, выдвинуть обод из шины так, чтобы ее борт внизу вошел в монтажный ручей.
Потянуть верхнюю часть обода на себя, извлечь колесо из шины. При необходимости монтажной лопаткой отделить ободную ленту от обода.
Монтаж колеса. Перед монтажем колеса тщательно проверить техническое состояние шины, камеры, обода, замочного и бортовых колец. Не допускаются трещины, забоины на бортовом и замочном кольцах и скручивание замочного кольца, превышающее 15 мм.
Проверить посадку замочного кольца в замочной части обода, для чего установить кольцо в замочную канавку обода и убедиться, что отставание концов кольца от обода не превышает 1,5 мм на длине 50 мм. Местные зазоры между замочным кольцом и ободом не должны превышать 1,5 мм. Если зазоры больше, то кольцо не-; пригодно для сборки и должно быть отрихтовано или заменено.
Для облегчения монтажа и полной посадки шины на посадочные поверхности обода борта шины смазать мыльным раствором. Не рекомендуется в качестве смазки использовать минеральные масла (солидол, автол и т. д.).
При установке колес на автомобиль стрелки на шинах должны совпадать с направлением вращения колес на правой и левой сторонах автомобиля. Расположение стрелки и направление вентиля для колес правой и левой сторон автомобиля различно, о чем следует помнить при сборке.
На передний неведущий мост шины устанавливать так, чтобы направление их вращения было противоположно указанному стрелкой.
Монтаж выполнять на чистой горизонтальной площадке в следующей последовательности.
На обод, установленный замочной частью вверх, надеть одно бортовое кольцо закраиной вниз. Вложить камеру в покрышку, предварительно пересыпав тальком, вставить ободную ленту. Надеть уплотнитель на вентиль камеры. Слегка подкачать камеру воздухом.
Шину приставить к ободу так, чтобы вентиль камеры находился в нижнем положении напротив вентильного паза обода. Наклонить шину и положить на обод с перекосом так, чтобы между вентилем камеры и ободом был зазор. Проверить, чтобы вентиль с уплотнителем точно располагался против вентильного паза. Заправить вентиль в паз обода. Установить уплотнитель в вентильный паз обода, для чего утопить нижний конец уплотнителя и потянуть за вентиль. Приподнять шину и подвинуть ее на обод так, чтобы нижний борт шины попал в монтажный ручей, и опустить шину. Под собственным весом она наденется на обод.
Монтаж верхнего борта шины на обод следует начинать со стороны, диаметрально противоположной вентильному пазу. Плоский конец длинной монтажной лопатки вставить в замочную канавку обода, а короткую лопатку положить на борт шины перпендикулярно первой лопатке. Прилагая усилие к первой лопатке, осадить борт шины вниз за посадочную полку обода. Повторять эту операцию, передвигаясь по периметру колеса. Участок борта шины в зоне кронштейна-ограничителя не осаживать ниже посадочной полки, иначе сдвинется уплотнитель вентильного паза и дальнейший монтаж будет невозможен. Этот участок борта осадить немного ниже кромки обода так, чтобы входило замочное кольцо. Поднять и установить колесо вертикально, вентилем вниз. При необходимости вытянуть вентиль с уплотнителем до нормальной его установки в вентильном пазу.
Надеть бортовое и замочное кольца. Присоединить вентиль к колесному крану, закрепить кран на. кронштейне в наиболее удаленном от центра колеса положении, подкачать шину до давления 0,8-1,0 кгс/см2 п проверить правильность положения замочного и наружного бортового колец. Отцентрировать бортовое кольцо относительно замочного. Накачать шину в горизонтальном положении до 4,5 кгс/см2, после чего снизить давление до эксплуатационной нормы.
Проверить правильность положения бортового и замочного колец. Замочное кольцо должно находиться в канавке по всей окружности, а бортовое должно быть плотно прижато к замочному.
При накачивании шины в гараже собранное колесо должно быть помещено в защитное приспособление, а вне гаража при этой операции бортовое и замочное кольца должны быть направлены в сторону от водителя и находящихся вблизи людей. В отличие от колес с коническими полками посадка бортов шины на тороидальные полки обода колеса 254Г-508 под действием нарастающего внутреннего давления воздуха в шине происходит зачастую не постепенно, а мгновенно, с характерным щелчком.
Поставить колесо на ступицу и затянуть гайки крепления колеса, момент затяжки 25-30 кгс-м.
Подсоединить шланг подвода воздуха и установить защитный кожух колесного крана.
Демонтаж и монтаж колеса 330-533 с шиной 1100X400-533 автомобиля Урал
Демонтаж колеса. Перед демонтажом полностью выпустить воздух из шин. Затем со стороны замочной части:
- осадить бортовое кольцо вниз по всей окружности, упираясь изогнутым крюкообразным концом монтажной лопатки в бурт посадочного кольца и действуя лопаткой, как рычагом;
- отжать бортовое кольцо вниз до снятия борта шины с посадочной полки обода, для чего в образовавшийся зазор вставить плоским концом прямую лопатку, освободив первую лопатку, последовательно продвигаясь по окружности, снять борт с посадочного кольца;
- отжать вниз посадочное кольцо, вставив изогнутый крюкообразный конец монтажной лопатки между замочным и посадочным кольцами, и снять замочное кольцо;
- извлечь посадочное кольцо, упираясь концом монтажной лопатки в бурт посадочного кольца и действуя лопаткой, как рычагом;
- снять бортовое кольцо, перевернуть колесо, отжать второе бортовое кольцо вниз до снятия шины с посадочной полки обода, упираясь концом монтажной лопатки в бурт обода;
- поставить наклонно колесо к стенке, вставить конец монтажной лопатки между бортовым кольцом и буртом обода, отжать монтажную лопатку от себя и частично выдвинуть обод из шины по всей окружности;
- извлечь колесо из шины. При необходимости отделить ободную ленту от обода монтажной лопаткой.
Монтаж колеса. Перед монтажом шины на обод удалить с деталей колеса грязь, ржавчину и остатки резины, устранить задиры металла, заусенцы, вмятины и при возможности окрасить зачищенные поверхности нитроэмалью. При необходимости выправить скручивание замочного кольца. Зазоры между концами кольца и поверхностью обода должны быть не более 1,2 мм. Если зазоры более 1,2 мм, то кольцо перед сборкой должно быть отрихтовано или заменено новым.
Последовательность операций при монтаже следующая:
- вложить камеру в шину и вставить ободную ленту, предварительно пересыпав камеру тальком. Слегка подкачать камеру воздухом;
- на обод, установленный замочной частью вверх, установить бортовое кольцо, надеть шину, обеспечив центральное расположение вентиля камеры в вентильном пазу обода, и установить второе бортовое кольцо;
- вставить посадочное кольцо так, чтобы фиксирующий выступ на посадочном кольце находился в широкой части вентильного паза;
- вставить изогнутый конец монтажной лопатки в замочную канавку обода и осадить посадочное кольцо вниз, освобождая тем самым замочную канавку обода для посадки в нее замочного кольца;
- установить замочное кольцо. Для этого первоначально один конец замочного кольца ввести в замочную канавку обода, а затем плоский конец монтажной лопатки вставить между ободом и замочным кольцом и отжать конец кольца на себя. Разрезы посадочного и замочного колец должны быть диаметрально противоположны;
- прижать посадочное кольцо к замочному монтажной лопаткой с упором в бортовое кольцо;
- подкачать шину до давления 0,5-0,7 кгс/см2 и убедиться в правильности посадки бортов шин на посадочные поверхности и сопряжений всех деталей колеса, после чего накачать шину до нормального давления воздуха, соблюдая правила безопасности, изложенные выше.
Перестановка шин
Переставлять шины в сборе с колесами рекомендуется при повреждении шин или для обеспечения эксплуатации более надежных шин на передних колесах автомобиля, при неравномерном интенсивном износе протектора и др.