Карданный вал Урал
Карданные валы автомобилей «Урал» унифицированы между собой.
Карданные валы открытого типа с шарнирами, установленными на игольчатых подшипниках. Подшипники защищены радиальными сальниками и дополнительными торцевыми уплотнениями. Карданные валы привода переднего и заднего мостов одинаковы по конструкции, имеют шарниры типа ЗИЛ и отличаются только длиной и присоединительными фланцами. Промежуточный карданный вал и вал привода среднего моста имеют шарниры типа МАЗ. Все карданные валы сбалансированы.
На автомобилях «Урал» выпуска до 1977 г. могут отсутствовать торцевые уплотнения игольчатых подшипников. Особенностями валов без торцевых уплотнений было наличие пресс-масленок, сквозных каналов в шипах крестовины и предохранительных клапанов. У этих валов требовалась периодическая смазка игольчатых подшипников.
На автомобилях выпуска 1976 г. защитный чехол шлицевого соединения карданных валов привода переднего и заднего мостов, аннулирован.
Техническое обслуживание карданной передачи автомобиля Урал
При эксплуатации автомобиля необходимо:
- систематически проверять крепления фланцев карданных валов. Момент затяжки болтов крепления валов промежуточного и привода среднего мостов 3,6-5,0 кгс-м, а привода переднего и заднего мостов - 8-9 кпс-м;
- при ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтянуть их (момент затяжки 1,4-1,7 кгс-м) и законтрить загибанием одного ушка замочной пластины к грани головки каждого болта;
- периодически проверять зазоры в шлицевом и шарнирном сочленении карданных валов.
Признаком появления зазоров является стук в карданной передаче, который хорошо прослушивается при резком изменении режима движения автомобиля и при трогании его с места.
Зазоры определяют покачиванием карданного вала, при этом должна быть включена одна из передач в коробке передач. При обнаружении зазора следует отремонтировать карданные валы.
Ремонт карданной передачи автомобиля Урал
При ремонте не допускается вставлять в вилку шарнира монтажную лопатку или другой предмет для прокручивания карданного вала, так как это может привести к повреждению торцевых уплотнений игольчатых подшипников и к преждевременному отказу в работе карданных шарниров.
Разборка карданного вала. Разбирать карданный вал рекомендуется в следующем порядке: снять шплинт-проволоку и сдвинуть резиновый чехол; освободив обойму сальника, отвернуть ее и снять сальник, кольцо, обойму, резиновый чехол и скользящую вилку.
Карданные шарниры разбирают только в случае повреждения их деталей. Для разборки рекомендуется пользоваться прессом или съемником. Использование молотка приводит к нарушению соосности отверстий в вилках шарнира под подшипники, после чего резко снижается его долговечность. Для разборки карданного шарнира необходимо:
закрепить вал или скользящую вилку, отогнуть усики стопорных пластин и, вывернув болты, снять их;
выпрессовать игольчатые подшипники и торцевые уплотнения с двух рядом расположенных шипов. При этом необходимо следить, чтобы не повредить торцевые уплотнения;
выпрессовать подшипники и торцевые уплотнения с двух остальных шипов и разъединить вилку и фланец-вилку.
Контроль деталей. Не допускаются погнутость ушков вилок, вмятины на шипах крестовин, повреждения рабочих кромок уплотнений игольчатых подшипников.
Погнутость ушков (соосность отверстий вилок) проверять валиком, который должен свободно входить в оба отверстия вилки одновременно. При этом диаметр валика должен быть 49,9 мм для карданов промежуточного и вала привода среднего моста 38,9 мм - для валов привода переднего и среднего мостов. Погнутые вилки заменить.
Установка поврежденных торцевых уплотнений в шарнир недопустима, так как при этом нарушается требуемая величина натяга его на посадочный поясок шипа и герметичность уплотнения.
При замене крестовины рекомендуется одновременно заменять торцевые уплотнения и игольчатые подшипники.
Сборка карданных валов. Перед сборкой в карданные шарниры закладывается консистентная смазка № 158 ТУ 38-101-320-72.
Карданные валы рекомендуется собирать в следующей последовательности:
установить крестовину в скользящую вилку через отверстия под подшипник в вилке напрессовать на посадочные пояски шипов крестовины торцевые уплотнения;
установить два игольчатых подшипника на шипы крестовины, совместив ось паза в корпусе подшипника с осью, проходящей через центры отверстий крепления опорных пластин;
установить опорные пластины, совместив выступы с пазом в корпусе подшипников, поставить стопорные пластины, завернуть болты и отогнуть усики пластин на грани болтов;
надеть на шипы крестовины фланец-вилку, запрессовать торцевые уплотнения, установить подшипники, опорные и стопорные пластины, закрепить их болтами и отогнуть усики;
надеть на шлицевый конец вала резиновый чехол, обойму, кольцо и сальник, смазать шлицы, надеть скользящую вилку, навернуть обойму до упора и закрепить резиновый чехол шплинт-проволокой.
При сборке необходимо следить, чтобы стрелки, выбитые на скользящей вилке и на валу, были расположены одна против другой, а фланцы-вилки установлены в том положении, которое они занимали до разборки. Для выполнения этих условий рекомендуется перед разборкой детали карданного вала пометить. Крестовины должны повертываться в подшипниках без заеданий. Скользящая вилка должна свободно перемещаться по шлицам вала от усилия не более 18 кгс.
Для напрессовки торцевого уплотнения на посадочный поясок шипа пользоваться оправками. При установке игольчатых подшипников нельзя допускать подворота кромок радиальных сальников.
После замены отдельных деталей карданные валы должны быть сбалансированы. Допустимый дисбаланс для промежуточного вала и вала привода среднего моста 150 гс-см, для валов привода переднего и заднего мостов 75 гс-см.