Система питания Урала
Система питания двигателя автомобиля Урал принудительная, с подачей топлива из баков насосом диафрагменного типа и приготовлением горючей смеси в двухкамерном карбюраторе.
Наряду с основным топливным баком на автомобилях «Урал» (кроме Урал-375Н, Урал -377, Урал -377Н) установлены дополнительные топливные баки различной емкости.
Основной топливный бак сварной конструкции, изготовлен из освинцованной стали. Он расположен на кронштейнах, которые крепятся к левому лонжерону рамы.
В верхней части бака расположены: заливная горловина, закрываемая откидной пробкой канистрового типа; датчик БМ118-А указателя уровня топлива; кран с топливозаборной трубкой и сетчатым фильтром. Внутри горловины установлен стакан с сеткой. Пробки баков автомобилей Урал-375Н, Урал-375СН, Урал-377, Урал-377Н снабжены клапанами для сообщения с атмосферой и снятия избыточного давления паров бензина. Конструкция топливозаборной трубки выполнена таким образом, что позволяет вынимать ее без снятия бака с автомобиля.
В нижней части бака для сбора отстоя выштамповано углубление, в котором расположено сливное отверстие, закрытое пробкой с конической резьбой.
На автомобиле Урал-375А, по сравнению с другими автомобилями «Урал», основной топливный бак расположен ниже на 60 мм, изменена конструкция заливной горловины.
Дополнительный топливный бак установлен на кронштейне держателя запасного колеса. На автомобиле Урал-375К дополнительный бак расположен с левой стороны в передней части платформы и крепится подвесными лентами.
В верхней части всех дополнительных баков расположены: заливная горловина с резьбовой пробкой и кран с топливозаборной трубкой. На автомобиле Урал-375К топливозаборная трубка снабжена сетчатым фильтром.
Для исключения подсоса воздуха в систему питания после выработки топлива из бака кран его должен быть закрыт.
Топливопроводы выполнены из стальных (Урал-375ДЮ — латунных) трубок с наружным диаметром 8 мм. Концы топливопроводов у фильтра-отстойника и топливного насоса имеют двойную развальцовку, а противоположные концы снабжены коническими уплотнительными муфтами.
Фильтр-отстойник установлен на переднем кронштейне основного топливного бака (на автомобиле Урал-375К — под капотом).
Фильтрующий элемент фильтра-отстойника представляет собой набор пластин, имеющих выступы, которыми образуется кольцевая щель 0,05 мм. Через кольцевую щель проходит топливо, а частицы песка и грязи более 0,05 мм задерживаются.
Топливный насос Б-10 диафрагменный, герметизированный с рычагом ручной подкачки топлива. Насос приводится в действие эксцентриком распределительного вала посредством штанги. Производительность насоса не менее 180 л/ч (при 1300-1400 об/мин распределительного вала двигателя, высоте всасывания и нагнетания по 0,5 м и трубках с внутренним диаметром 6 мм). Максимальное давление топлива, создаваемое насосом при нулевой подаче, составляет 225 мм рт. ст.
Насос состоит из трех основных частей: крышки, головки и корпуса, отлитых из цинкового сплава.
Подача топлива регулируется автоматически за счет изменения хода диафрагмы в зависимости от расхода топлива двигателем. Так как нагнетание в насосе осуществляется под действием пружины, то давление топлива перед карбюратором не может превысить определенного значения.
Полость под диафрагмой в корпусе насоса герметизирована уплотнителем, исключающим течь топлива в картер двигателя при прорыве диафрагмы. Эта полость соединяется трубопроводом с патрубком воздухофильтра. Трубопровод выполнен из эластичной пластмассы, перед снятием и установкой его концы необходимо разогреть горячей водой до размягчения.
Фильтр тонкой очистки топлива установлен на двигателе перед карбюратором. Топливо от насоса поступает в пластмассовый стакан-отстойник, в котором часть примесей выпадает в виде осадка. Затем топливо фильтруется, проходя через фильтрующий элемент.
Карбюратор МКЗ-К89АГ вертикальный, с падающим потоком смеси и балансированной поплавковой камерой. Карбюратор двухкамерный, каждая камера имеет два диффузора. Необходимый состав смеси получается за счет пневматического торможения топлива и применения клапана экономайзера с механическим приводом.
Карбюратор имеет раздельную для каждой камеры систему холостого хода с питанием из главного топливного канала. Для обогащения смеси при резком открывании дросселей карбюратор снабжен ускорительным насосом, имеющим механический привод. Для облегчения пуска холодного двигателя карбюратор имеет воздушную заслонку с автоматическим клапаном и кинематическую связь воздушной заслонки и дросселей.
Основные параметры карбюратора.
Диаметр диффузора:
малого — 8,5 мм.
большого — 31,0 мм.
Диаметр смесительных камер — 39,0 мм.
воздушной горловины — 60,0 мм.
Масса поплавка- 19,7±0,5 гр.
Расстояние между кромкой дросселя и стенкой смесительной камеры в момент открывания клапана экономайзера, мм — 10.5
Пропускная способность жиклеров:
Главного — 350,5-359,5 см3/мин.
полной мощности – 1150 см3/мин.
клапана экономайзера — 296-304 см3/мин.
воздушного – 400 см3/мин.
Диаметр жиклера холостого хода:
Топливного — 0,7 мм.
Воздушного — 1,8 мм.
Полное открывание дросселей отрегулировано на заводе винтом на рычаге их привода. Изменять заводскую регулировку в процессе эксплуатации не рекомендуется.
Поплавковая камера, насос ускорения, экономайзер и воздушная заслонка — общие для обеих камер. Карбюратор имеет встроенный исполнительный механизм, являющийся частью ограничителя частоты вращения коленчатого вала.
Ограничитель частоты вращения коленчатого вала состоит из центробежного датчика и исполнительного механизма с диафрагменным приводом, действующим на дроссели карбюратора.
Датчик установлен на передней крышке двигателя и приводится во вращение от переднего конца распределительного вала.
Ограничитель частоты вращения коленчатого вала работает следующим образом. При вращении коленчатого вала с частотой не более 3100 об/мин полость над диафрагмой соединена с воздушной горловиной карбюратора через трубопровод, канал в оси ротора, открытое отверстие в седле клапана и трубопровод. Кроме того, полость над диафрагмой соединена со смесительной камерой через канал и жиклеры. Таким образом, вся эта система каналов связывает полость воздушной горловины со смесительной камерой. Полость под диафрагмой соединена с воздушной горловиной карбюратора канало. Создаваемое при этом разрежение в наддиафрагменной полости является незначительным, и валик дросселей под действием пружины свободно проворачивается в сторону открывания дросселей.
Если частота вращения коленчатого вала превысит 3100 об/мин, клапан под действием центробежных сил преодолеет натяжение пружины и перекроет отверстие, вследствие чего прекратится доступ воздуха из воздушной горловины в наддиафрагменную полость.
Разрежение из смесительной камеры через жиклеры и полностью передается в наддиафрагменную полость, давление в этой полости станет меньше, чем под диафрагмой, и она, выгибаясь вверх, преодолеет усилие пружины и прикроет дроссели.
Прикрыванием дросселей уменьшается поступление рабочей смеси в цилиндры двигателя, в результате чего коленчатый вал не превысит заданной частоты вращения.
Воздушный фильтр автомобилей «Урал» имеет одно- или двухступенчатую очистку воздуха. Двухступенчатый воздушный фильтр состоит из инерционного пылеотделителя и инерционно-масляного очистителя.
Пылеотделитель, состоящий из набора конических колец, расположен в воздухозаборной трубе, выведенной из-под капота автомобиля. Воздух поступает в полость воздухозаборной трубы через зазоры между кольцами пылеотделителя, резко изменяя свое направление. При резком повороте воздуха крупные частицы пыли продолжают двигаться по инерции прямо и попадают в трубу эжекции: часть пыли, ударяясь о кольца и отражаясь от них, также попадает в трубу эжекции.
Эжектор с пылеотделителем соединен трубами, шлангами и представляет собой отрезок трубы, вваренной в конец выпускной трубы. Отработавшие газы, омывающие конец трубы эжектора, отсасывают воздух с пылью и выбрасывают его в атмосферу.
Окончательная очистка воздуха происходит в инерционно-масляном очистителе, состоящем из корпуса с масляной ванной и фильтрующего элемента (кассеты с набивкой из капроновой нити). Поступая через кольцевую щель между корпусом и крышкой фильтрующего элемента, воздух с большой скоростью направляется вниз. Ударяясь о поверхность масла, воздух поднимает его в кассету, смачивает ее, и при этом происходит отделение пыли из воздуха в масло. Очередная порция масла, поднятого воздухом, смывает загрязненное масло и уносит его в масляную ванну, где пыль оседает на дно.
На автомобилях Урал-375Н, Урал-375СН, Урал-377, Урал-377Н, Урал-377С, Урал-377СН установлен только инерционно-масляный очиститель с забором воздуха из подкапотного пространства через кольцевую щель между корпусом и крышкой. На автомобиле Урал-37бК воздушный фильтр одноступенчатый. Воздух к инерционно-масляному очистителю подводится по воздухозаборной трубе, выведенной из-под капота автомобиля.
На всех автомобилях «Урал» фильтрующий элемент инерционно-масляного очистителя одинаковой конструкции.
Привод управления карбюратором. Управление карбюратором осуществляется гибкими тягами, служащими для ручного управления воздушной заслонкой и дросселями, и педалью, соединенной с рычагом привода дросселей карбюратора валом, рычагом и тягой.
Педаль установлена на полу кабины. Упорный болт ограничивает ее ход. Длинная тяга имеет компенсационную пружину, предохраняющую привод от поломок. При полностью открытых дросселях педаль, продолжая перемещаться, сжимает компенсационную пружину и упирается в упорный болт.
Техническое обслуживание системы питания Урал
Обязательным условием надежной работы системы питания является чистота всех ее приборов и заправляемого топлива. Поэтому топливо рекомендуется заправлять через сетки и фильтры, периодически сливать отстой и попавшую в топливо воду через сливные пробки топливных баков и фильтра-отстойника, проверять плотность соединений топливопроводов при работающем на холостом ходу двигателе.
Подтекание топлива может создать опасность пожара. Обычно неплотность устраняют подтягиванием соединений трубопроводов. При этом следует остерегаться чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу.
Периодически рекомендуется промывать фильтрующие элементы системы питания в неэтилированном бензине с последующей продувкой сжатым воздухом и удалять грязь из крышки топливного насоса.
Обслуживание карбюратора заключается в проверке:
- уровня топлива в поплавковой камере; герметичности клапана подачи топлива; пропускной способности жиклеров;
- герметичности клапана экономайзера и в регулировке момента его включения;
- плотности соединений между узлами карбюратора, исправности прокладок, плотности заглушек;
- зазоров между заслонками и их корпусами;
- отсутствия заеданий в совместной работе дросселей и воздушной заслонки;
- работы ускорительного насоса;
- регулировки угла открытия дросселей при полностью закрытой воздушной заслонке;
- регулировки минимальной частоты вращения коленчатого вала при холостом ходе двигателя.
Чистку и промывку карбюратора выполняют в случаях повышенного расхода топлива, резкого уменьшения мощности на переходных режимах и неустойчивой работы двигателя на малых частотах вращения коленчатого вала при холостом ходе. Каналы и жиклеры следует прочищать после промывки и продувки их сжатым воздухом.
Нельзя прочищать жиклеры и другие калиброванные отверстия проволокой, сверлами и другими металлическими предметами, так как это может привести к увеличению пропускной способности жиклеров и перерасходу топлива.
Клапан экономайзера проверяют на герметичность разрежением 1000 мм вод. ст. в течение 0,5 мин. Падение разрежения за 0,5 мин должно быть не более 20 мм. При проверке клапан должен быть прижат к седлу пружиной.
Герметичность клапана не должна нарушаться при любом повороте клапана.
Начало включения клапана экономайзера должно происходить при зазоре 10,5 мм между кромкой дросселя и стенкой смесительной камеры. Регулировать зазор следует гайкой толкателя экономайзера.
Клапан подачи топлива проверяют на герметичность разрежением 1000 мм вод. ст. в течение 0,5 мин. Падение разрежения не допускается.
Для проверки уровня топлива в поплавковой камере карбюратора установить автомобиль на горизонтальной площадке и вывернуть контрольную пробку. При этом двигатель должен работать на холостом ходу на малых частотах вращения коленчатого вала. Уровень топлива должен располагаться у нижнего края отверстия.
Регулируют уровень изменением количества прокладок в клапане подачи топлива или подгибкой кронштейна поплавка.
Герметичность поплавка проверяют погружением его в горячую воду. При нарушении герметичности удалить из поплавка топливо и запаять его, затем вновь проверить герметичность и довести массу поплавка в сборе с рычажком до величины, указанной в технической характеристике. Излишек припоя удалить.
Производительность ускорительного насоса должна быть 15- 20 см3 за 10 полных ходов поршня. Ее проверяют при темпе 20 качаний в минуту. Упорный винт дросселей должен быть вывернут. Уменьшенная производительность указывает на нарушение герметичности игольчатого нагнетательного клапана насоса, засорение форсунки или износ манжета поршня и колодца насоса. Эти неисправности устраняют промывкой и продувкой форсунки, седла клапана или подборкой нового поршня к колодцу.
Величину открытия дросселей в момент пуска холодного двигателя проверяют замером зазора между кромкой дросселей и стенкой смесительной камеры. При полностью закрытой воздушной заслонке дроссели должны приоткрываться на 1,7 мм. При нарушении регулировки размер восстанавливают подгибанием связующей тяги.
Частоту вращения коленчатого вала при холостом ходе регулируют упорным винтом, ограничивающим закрытие дросселей, и двумя винтами, изменяющими состав горючей смеси.
Регулировку холостого хода рекомендуется выполнять на полностью прогретом двигателе при исправной системе зажигания. Особое внимание должно быть обращено на исправность свечей и правильность зазора между электродами. При регулировке следует учитывать, что карбюратор двухкамерный и что состав смеси в каждой камере регулируется независимо от другой камеры своим винтом. При завертывании винтов смесь обедняется, а при их отвертывании обогащается.
Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу двигателя на холостом ходу при 400-500 об/мин коленчатого вала двигателя.
Обслуживание привода дросселей заключается в периодической смазке шарнира в обойме компенсационной пружины и регулировке положения педали. При полностью открытых дросселях педаль не должна доходить до упора на 2-3 мм.
Обслуживание воздушного фильтра заключается в периодической промывке фильтрующего элемента и в смене масла. Корпус фильтра промывают керосином или чистым неэтилированным бензином. После промывки налить в корпус масло до установленного уровня. Промыть фильтрующий элемент в керосине и, дав ему стечь, окунуть в чистое масло для двигателя (можно отработавшее, но хорошо отстоявшееся) и также дать ему стечь.
При сборке фильтра обратить внимание на состояние уплотнительных прокладок.
Обслуживание ограничителя частоты вращения коленчатого вала заключается в периодической проверке состояния деталей диафрагменного механизма, взаимодействия подвижных деталей механизма, промывке и смазке деталей центробежного датчика. Диафрагменный механизм осматривают при обслуживании карбюратора.
Ротор датчика ограничителя промывают и прочищают без разборки.
При сборке датчика смазать валик ротора маслом АС-8, кроме того, в полость, прилегающую к втулке подшипника и закрытую пробкой, также залить масло АС-8 (1,5-2,0 см3).