Система охлаждения Урала
Система охлаждения двигателя автомобиля Урал жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Оптимальный температурный режим работы двигателя 80-90° С. Указанная температура поддерживается при помощи термостата, действующего автоматически, и жалюзи (шторы), управляемых водителем.
Водяной насос двигателя ЗИЛ-375 центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров. Вал насоса вращается в двух шариковых подшипниках, имеющих уплотнения, которые служат для удержания смазки и защиты их от загрязнения.
Место выхода заднего конца вала из корпуса подшипников водяного насоса уплотнено самоподжимным сальником. Сальник состоит из графитизированной текстолитовой уплотнительной шайбы, резинового манжета, пружины, прижимающей шайбу к торцу корпуса подшипников, и двух обойм пружины. Выступы шайбы входят в пазы ступицы крыльчатки. Обойма удерживает детали сальника в крыльчатке. Полость между подшипниками заполняется смазкой.
Ступица шкива водяного насоса закреплена на валу с помощью разрезной конусной втулки, шпонки и гайки со шплинтом. Такое крепление обеспечивает возможность подтягивания ступицы в эксплуатации в случае ослабления посадки шкива.
Привод водяного насоса осуществляется от шкива коленчатого вала клиновым ремнем, охватывающим также шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
На двигателе ЗИЛ-375Я4 применен водяной насос. Ступица вентилятора закреплена на валу насоса.
Радиатор трубчато-пластинчатый, четырехрядный.
Верхний бачок имеет заливную горловину, закрытую герметичной пробкой с клапанами, и подводящий патрубок.
Паровой клапан пробки радиатора открывается при избыточном давлении в системе 0,28-0,38 кгс/см2, выпускает в атмосферу пар и не допускает убывания жидкости даже при повышении температуры в радиаторе до 108° С. Воздушный клапан открывается при разрежении 0,01-0,12 кгс/см2 и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Радиатор на автомобиле Урал-375ДЮ имеет пробку с давлением открытия парового клапана 0,45-0,55 кгс/см2.
Вентилятор шестилопастный, стальной с двумя крестовинами, неразборной конструкции. Привод вентилятора осуществляется от шкива коленчатого вала клиновым ремнем, охватывающим шкив генератора. При преодолении автомобилем брода вентилятор двигателя ЗИЛ-375 может быть остановлен ослаблением приводного ремня. Вентиляторы двигателей ЗИЛ-375 и ЗИЛ-375Я4 невзаимозаменяемые, отличаются между собой размером посадочного отверстия.
Жалюзи состоят из вертикальных стальных оцинкованных пластин-створок, закрепленных шарнирно в каркасе, и управляются водителем из кабины с помощью гибкого троса.
На автомобилях Урал-375К вместо жалюзи установлена штора из прорезиненного материала.
Техническое обслуживание системы охлаждения автомобиля Урал
Обслуживание системы охлаждения заключается в ежедневной проверке уровня охлаждающей жидкости в радиаторе и при необходимости в доливке ее, периодической смазке подшипников водяного насоса, проверке и регулировке натяжения приводных ремней, проверке работы привода жалюзи (шторы), проверке крепления вентилятора.
Периодически необходимо проверять крепление ступицы шкива водяного насоса, так как ее ослабление может привести к повреждению вентилятора, радиатора и водяного насоса. Момент затяжки гайки крепления ступицы шкива водяного насоса должен быть 8,5-10,0 у двигателя ЗИЛ-375 и 5,5-7,0 кгс-м у двигателя ЗИЛ-375Я4. После подтяжки гайку шплинтуют.
Для смазки подшипников водяного насоса следует вывернуть контрольную пробку.
Смазку заправляют через масленку до появления свежей смазки из контрольного отверстия, после чего/пробку устанавливают на место.
Для уменьшения образования накипи и коррозии в системе охлаждения рекомендуется применять гексамет (гексаметофосфат натрия).
Гексамет добавлять в воду при заливке ее в радиатор в количестве 5-6 мг на 1 л воды.
Для удаления накипи из системы охлаждения при подготовке к весенне-летней эксплуатации рекомендуется промывочный раствор, содержащий на 100 л воды 6 л технической соляной кислоты 27,5%-ной, 0,1 кг ингибитора ПБ-5, 2,5 кг технического уротропина и 0.1 л пеногасителя (сивушное масло или амиловый спирт).
Систему охлаждения промывают раствором 2-4 раза при работе двигателя в течение 10-15 мин. Затем промывают систему охлаждения горячей водой (2 раза по 3-5 мин), нейтрализующим составом, содержащим 5 г/л кальцинированной соды и 5 г/л двух-ромовокислого калия (15 мин), и снова водой.
При промывке необходимо соблюдать меры предосторожности, так как соляная кислота может вызвать ожоги, а хромпик- отравление.