Обкатка двигателя ЯМЗ
После даже самой тщательной механической обработки деталей двигателя ЯМЗ на их поверхностях остается много невидимых невооруженным глазом микронеровностей. Кроме того, несмотря на высокое качество современных станков, при обработке деталей возникают отклонения от заданной геометрической формы (овальность, конусность). Поэтому поверхности трения сопряженных деталей прилегают друг к другу не по всей расчетной площади, а частично, и удельные давления в новых деталях во много раз выше расчетных. Это приводит к выдавливанию масляной пленки между соприкасающимися поверхностями и повышенному износу деталей.
Для предупреждения преждевременных износов двигатели ЯМЗ должны быть подвергнуты приработке (обкатке) при уменьшенной нагрузке и обильной смазке. При этом трущиеся поверхности становятся более износостойкими и лучше воспринимают эксплуатационные нагрузки.
Правильно проведенной обкаткой можно существенно удлинить сроки службы двигателей до первого ремонта.
Обкатка обязательна и после капитального ремонта, а также после смены цилиндро-поршневой группы.
Продолжительность периода обкатки двигателей равна 50 часов их работы. В это время двигатель не должен работать с максимальным числом оборотов и максимальной нагрузкой.
Ограничение мощности двигателя ЯМЗ при обкатке производится винтом, ввернутым во втулку на переднем торце корпуса топливного насоса высокого давления. Винт ограничивает осевое перемещение рейки 2 топливного насоса, и максимальная мощность двигателя снижается до следующих величин: двигателя ЯМЗ-236 до 150 л. с, двигателя ЯМЗ-238 до 200 л. с.
Мощность двигателей ЯМЗ-238 А при обкатке не ограничивается, хотя все правила обкаточного периода распространяются и на них.
По окончании обкатки (после 50 часов работы нового или капитально отремонтированного двигателя) необходимо выполнить следующее:
- Пустить двигатель и прогреть его до температуры охлаждающей жидкости 80-90° С.
- Слить масло из поддона через одно из сливных отверстий, после чего завернуть в отверстие пробку.
- Промыть элементы и колпак фильтра грубой очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.
- Промыть колпак ротора и ротор фильтра центробежной очистки масла, осмотреть и собрать фильтр.
- Залить в систему свежее масло рекомендуемой марки до метки В указателя уровня масла.
- Подтянуть все внешние резьбовые соединения, обратив особое внимание на крепление впускного и выпускного трубопроводов, болтов крепления опор двигателя, крепление стартера и генератора.
Госавтоинспекции или незаинтересованной организации и оформляют соответствующим актом, в котором указывается продолжительность работы двигателя с ограниченной мощностью.
Подготовку двигателя к работе без ограничения мощности после окончания обкаточного периода целесообразнее совмещать с плановым техническим обслуживанием № 1.
Пломбы на крышках головок цилиндров устанавливаются заводом-изготовителем двигателей только на период транспортировки и снимаются автохозяйствами самостоятельно в начальный период эксплуатации без оформления актом.
Снимать остальные пломбы на двигателе категорически воспрещается.
Не допускается самостоятельная подрегулировка двигателя, особенно увеличение максимальных чисел оборотов коленчатого вала, так как это приведет к преждевременному выходу двигателя из строя.