Разборка и сборка коробки передач ЯМЗ
Коробку передач ЯМЗ-236 следует разбирать только в случае необходимости: для ремонта или замены изношенных или поврежденных деталей.
Для снятая коробки передач с двигателя необходимо отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, предварительно отогнув стопорные шайбы, затем сдвинуть коробку назад, чтобы первичный вал вышел из сцепления, и опустить ее вниз. При этом необходимо поддерживать коробку снизу или подвесить ее сверху во избежание повреждения ведомого диска сцепления и первичного вала коробки.
После того как коробка передач будет снята с двигателя, ее необходимо очистить от грязи и масла, промыть снаружи и слить масло из картера.
Разборку коробки необходимо вести в следующем порядке:
- снять с коробки детали привода сцепления;
- отвернуть гайки крепления дистанционного механизма и снять дистанционный механизм коробки передач ЯМЗ-236; отвернуть гайки и снять опору с рычагом коробки передач ЯМЗ-236С;
- отвернуть болты крепления верхней крышки к картеру и снять верхнюю крышку;
- отвернуть болты крепления крышки заборника масла и снять крышку с магнитом и сеткой; сетку заборника и магнит очистить от грязи и металлических частиц и промыть в керосине;
- расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца крепления кардана и снять фланец;
- отвернуть болты крепления крышки заднего подшипника вторичного вала и снять крышку с сальником и шестернями привода спидометра; снять червяк привода спидометра; у коробки передач ЯМЗ-236С снять распорную втулку;
- расшплинтовать болты крепления крышки заднего подшипника первичного вала и снять крышку с сальником; вынуть первичный вал с подшипником;
- снять задний подшипник вторичного вала и вынуть вторичный вал в сборе с шестернями и синхронизаторами;
- расшплинтовать и отвернуть болты крепления масляного насоса и снять его;
- отвернуть болты и снять крышку заднего подшипника промежуточного вала;
- выпрессовать ось блока шестерен заднего хода и вынуть блок с подшипниками;
- расшплинтовать и отвернуть болты крепления упорной шайбы на заднем конце промежуточного вала, снять шайбу и выпрессовать задний подшипник промежуточного вала;
- вынуть промежуточный вал в сборе с шестернями. Дальнейшая разборка может быть произведена без особых пояснений. Необходимо помнить, что спрессовку шестерен с промежуточного вала следует делать с опорой на ступицу, но не на венец шестерни, во избежание поломки или деформации шестерни.
Коробка передач ЯМЗ-236 собирается в обратном порядке. При сборке особое внимание следует обратить на правильность установки прокладок, в которых пробиты отверстия для прохода масла.
Если при разборке коробки передач разбирался и масляный насос, то перед его сборкой необходимо смазать все детали и внутреннюю полость корпуса насоса маслом для смазки коробки передач, так как сухой насос может не обеспечить всасывание масла из масляной ванны картера коробки.
Для правильной работы коробки передач необходимо, чтобы она была точно сцентрирована с двигателем. Для этого перед установкой коробки на двигатель следует проверить, чтобы привалочные поверхности картера маховика и картера сцепления были чистыми, без забоин и после установки коробки были плотно притянуты болтами. Затяжку болтов надо производить в два приема: сначала затягиваются все болты с половинным усилием, затем с полным крутящим моментом 30-32 кГм.
При каждом снятии с двигателя коробки передач и сцепления не следует забывать смазать передний подшипник первичного вала в коленчатом валу двигателя.